Какое масло заливать в коробку передач
Коробка для изменения передач автомобиля (КП) во время движения является ключевым элементом не только трансмиссии, но и всей автомашины. Главная задача коробки состоит в формировании тяговых и скоростных параметров. Для этого в устройстве рабочего механизма любой КПП задействовано большое число зубчатых шестерен, направляющих рычагов, передаточных валов, подшипников различного назначения. Основной функцией указанных элементов является осуществление совместного взаимодействия для изменения величины усилия и направления крутящего момента с целью его передачи от силового агрегата транспортного средства на ходовую часть.
Всем узлам и деталям приходится функционировать в условиях повышенной температуры, которая связана с большой силой трения, возникающей при их сопряжении в ходе рабочего процесса. Поэтому для уменьшения трения применяется специальная смазывающая жидкость. Такая смазка получила название трансмиссионного масла и служит важным фактором долговременной и надежной работы любой КПП. Данный результат достигается за счет сохранения конструкционных параметров и поддержки рабочих свойств всех механических элементов коробки.
В состав трансмиссионного масла входят:
- специальная основа;
- набор присадок.
По типу основы трансмиссионная смазка может подразделяться:
- минеральная – изготавливается в результате процесса перегонки сырой нефти;
- синтетическая – получается по итогам химического синтеза;
- полусинтетическое – образуется методом смешивания минеральной и синтетических составляющих.
Используемый в составе набор присадок может применяться с любой из основ, предназначен для формирования технических характеристик трансмиссионного масла. При этом ключевым результатом использования присадок необходимо считать:
- увеличенный объем масляной пленки, получаемый в местах взаимодействия элементов КПП;
- усиленная прочность сформированной масляной пленки;
- обеспечение антикоррозийного и противоизносного режима эксплуатации для механических деталей коробки;
- сохранение технических характеристик масла, прежде всего вязкости, в условиях различных температур;
- обеспечение взаимодействия с эластичными уплотнителями, используемыми конструкции коробки.
Виды коробок передач
В настоящий период в трансмиссии автомобиля наибольшее распространение получили механические (ручные) коробки передач (МКПП) и автоматические (АКПП). МКПП по своему характеру представляет ступенчатый редуктор, обладающий ручным включением необходимого зацепления (передачи). АКПП по конструкции является планетарным редуктором, с гидравлической системой и гидротрансформатором. В автомате выбор передаточного числа осуществляется без участия водителя, в зависимости от нагрузки и частоты вращения коленчатого вала двигателя автомобиля.
Оба варианта коробок передач имеют свои преимущества и недочеты, основные из которых приведены в таблице № 1.
Вариант КПП | Достоинства | Недостатки |
---|---|---|
МКПП |
|
|
АКПП |
|
|
Трансмиссионное масло для KПП
Учитывая различия в конструкции коробок передач, разные принципы переключения зацеплений необходимо использовать трансмиссионное масло наиболее подходящие по своим техническим параметрам определенному типу.
Трансмиссионная смазка, используемая в МКПП должна выполнять следующие функции:
- за счет создания качественной пленки в необходимом количестве выполнять снижение силы трения в зоне взаимодействия элементов коробки;
- уменьшать механические нагрузки в ходе рабочего процесса;
- выполнять охлаждение в зоне трения;
- осуществлять противозадирные и противоизносные функции;
- снижать шумы и вибрацию в результате рабочего процесса;
- в случае необходимости выводить частицы износа и ржавчины.
К трансмиссионному маслу, применяемому в АКПП, предъявляются увеличенные требования. Это связано с тем, что ключевой функцией данной технологической жидкости является распределение крутящего момента от двигателя автомашины на всю ходовую часть. Кроме качественного выполнения основной задачи такое трансмиссионное масло должно обеспечивать:
- полную смазку механических элементов;
- постоянное охлаждение рабочих элементов коробки;
- не допускать пенообразование;
- высокую стойкость к окислению, так как продукты такого процесса могут засорить гидравлическую систему;
- мягкое и плавное переключение передач;
- сохранять технологические характеристики масла с целью обеспечения работоспособности в различных температурных режимах (от – 50 до + 40 градусов).
Исходя из перечисленных требований к трансмиссионным жидкостям, для определенного типа КПП можно сделать вывод о том, что масло, используемое в АКПП можно применять и в механической коробке. При этом необходимо учитывать, что жидкость для автомата имеет более сложный состав и поэтому стоит дороже. Обратный процесс невозможен, то есть масло для МКПП категорически запрещается использовать в АКПП.
Классификация
В основе применяемой классификации трансмиссионных масел лежат показатели по вязкости и данные эксплуатационных качеств. Под вязкостью (текучестью) понимается способность смазочного материала сохранять параметры защитной пленки, ее количество, величину теплопроводности при эксплуатации КПП в различных температурных режимах, точнее, обеспечивать рабочий процесс при определенных погодных обстоятельствах.
Отечественная классификация трансмиссионных жидкостей утверждена согласно ГОСТ 17479.2-85. При этом маркировка формируется следующим образом:
- ТМ – трансмиссионное масло;
- II группа цифр – обозначает отношение к эксплуатационным качествам;
- III группа цифр – указывает категорию вязкости.
Данный ГОСТ классифицирует трансмиссионные масла по 4 классам вязкости и по 5 категориям эксплуатационных свойств с рекомендуемыми областями использования.
Например: масло TM 5-9 расшифровывается:
- ТМ – трансмиссионное масло;
- 5 – смазка многофункционального действия с комплексом противозадирных присадок (рекомендуется для использования в передачах с большими ударными усилиями);
- 9 – класс вязкости (соответствует показателю 6,0-10,9 мм2/с).
Международная стандартизация SAE разработана и внедрена Американским инженерным сообществом. Данная квалификация указывает температурные условия для допустимой эксплуатации трансмиссионного масла. Согласно SAE выделяются:
- летние образцы – обозначаются цифрами 80, 85, 90, 140, 250 (5 классов);
- зимние варианты – маркируются 70 W, 75W, 80 W, 85 W (4 класса);
- всесезонные смазки – обладают двойным наименованием 70W-90, 80W-250.
Если в обозначении трансмиссионного масла отсутствует буква W, то это указывает только на возможность летнего применения. Число перед знаком W показывает параметры вязкости при отрицательной температуре. Чем число выше, тем при более низких температурах возможна эксплуатация трансмиссионной жидкости.
Еще одна стандартизация трансмиссионного масла была разработана Американским институтом топлива и получила обозначение API GL. В основу данной квалификация положены условия эксплуатации и возможность применение в том или ином механическом агрегате. Всего разработано 5 классов такой классификации GL. При этом, чем выше цифра допуска, тем в более сложных по конструкции КПП допускается применение трансмиссионной смазки. Для МКПП предназначены классы GL1-GL3, для АКПП необходимо применять GL4 и GL5.
Все используемые в настоящее время классификации трансмиссионных масел не полностью указывают технические характеристики, а отражают лишь общие параметры и показатели. Поэтому для подбора качественной трансмиссионной смазки для КПП автомобиля необходимо пользоваться рекомендациями и регламентами производителя транспортного средства.