Какое масло заливать в коробку передач?

Коробка для изменения передач автомобиля (КП) во время движения является ключевым элементом не только трансмиссии, но и всей автомашины. Главная задача коробки состоит в формировании тяговых и скоростных параметров. Для этого в устройстве рабочего механизма любой КПП задействовано большое число зубчатых шестерен, направляющих рычагов, передаточных валов, подшипников различного назначения. Основной функцией указанных элементов является осуществление совместного взаимодействия для изменения величины усилия и направления крутящего момента с целью его передачи от силового агрегата транспортного средства на ходовую часть.

Какое масло заливать в коробку передач

Всем узлам и деталям приходится функционировать в условиях повышенной температуры, которая связана с большой силой трения, возникающей при их сопряжении в ходе рабочего процесса. Поэтому для уменьшения трения применяется специальная смазывающая жидкость. Такая смазка получила название трансмиссионного масла и служит важным фактором долговременной и надежной работы любой КПП. Данный результат достигается за счет сохранения конструкционных параметров и поддержки рабочих свойств всех механических элементов коробки.

В состав трансмиссионного масла входят:

По типу основы трансмиссионная смазка может подразделяться:

Используемый в составе набор присадок может применяться с любой из основ, предназначен для формирования технических характеристик трансмиссионного масла. При этом ключевым результатом использования присадок необходимо считать:

Виды коробок передач

В настоящий период в трансмиссии автомобиля наибольшее распространение получили механические (ручные) коробки передач (МКПП) и автоматические (АКПП). МКПП по своему характеру представляет ступенчатый редуктор, обладающий ручным включением необходимого зацепления (передачи). АКПП по конструкции является планетарным редуктором, с гидравлической системой и гидротрансформатором. В автомате выбор передаточного числа осуществляется без участия водителя, в зависимости от нагрузки и частоты вращения коленчатого вала двигателя автомобиля.

Оба варианта коробок передач имеют свои преимущества и недочеты, основные из которых приведены в таблице № 1.

Вариант КПП Достоинства Недостатки
МКПП
  • Небольшая цена.
  • Компактные габариты и малый вес.
  • Небольшое количество применяемого трансмиссионного масла.
  • Возможность запуска автомобиля с буксира.
  • Наиболее легкий запуск при низких температурах.
  • Большое КПД по передаче крутящего момента.
  • Сложность управления автомобилем.
  • Появление в трансмиссии дополнительного механизма – сцепления.
  • Необходимость периодической замены дисков сцепления.
АКПП
  • Облегчает управление автомобилем.
  • Обладает прочной конструкцией.
  • Неприхотлива в обслуживании.
  • Исключает пиковые нагрузки на двигатель.
  • Обеспечивает плавность движения.
  • Облегчает трогание на подъеме.
  • Большой объем трансмиссионного масла.
  • Необходимость прогрева в холодное время.
  • Дорогостоящий ремонт.
  • Низкий КПД.
  • Снижение динамики автомобиля.
  • Нежелательность буксировки.

Трансмиссионное масло для KПП

Разные масла для КПП

Учитывая различия в конструкции коробок передач, разные принципы переключения зацеплений необходимо использовать трансмиссионное масло наиболее подходящие по своим техническим параметрам определенному типу.

Трансмиссионная смазка, используемая в МКПП должна выполнять следующие функции:

  1. за счет создания качественной пленки в необходимом количестве выполнять снижение силы трения в зоне взаимодействия элементов коробки;
  2. уменьшать механические нагрузки в ходе рабочего процесса;
  3. выполнять охлаждение в зоне трения;
  4. осуществлять противозадирные и противоизносные функции;
  5. снижать шумы и вибрацию в результате рабочего процесса;
  6. в случае необходимости выводить частицы износа и ржавчины.

К трансмиссионному маслу, применяемому в АКПП, предъявляются увеличенные требования. Это связано с тем, что ключевой функцией данной технологической жидкости является распределение крутящего момента от двигателя автомашины на всю ходовую часть. Кроме качественного выполнения основной задачи такое трансмиссионное масло должно обеспечивать:

Исходя из перечисленных требований к трансмиссионным жидкостям, для определенного типа КПП можно сделать вывод о том, что масло, используемое в АКПП можно применять и в механической коробке. При этом необходимо учитывать, что жидкость для автомата имеет более сложный состав и поэтому стоит дороже. Обратный процесс невозможен, то есть масло для МКПП категорически запрещается использовать в АКПП.

Классификация

В основе применяемой классификации трансмиссионных масел лежат показатели по вязкости и данные эксплуатационных качеств. Под вязкостью (текучестью) понимается способность смазочного материала сохранять параметры защитной пленки, ее количество, величину теплопроводности при эксплуатации КПП в различных температурных режимах, точнее, обеспечивать рабочий процесс при определенных погодных обстоятельствах.

Залив масла в коробку передач

Отечественная классификация трансмиссионных жидкостей утверждена согласно ГОСТ 17479.2-85. При этом маркировка формируется следующим образом:

Данный ГОСТ классифицирует трансмиссионные масла по 4 классам вязкости и по 5 категориям эксплуатационных свойств с рекомендуемыми областями использования.

Например: масло TM 5-9 расшифровывается:

Международная стандартизация SAE разработана и внедрена Американским инженерным сообществом. Данная квалификация указывает температурные условия для допустимой эксплуатации трансмиссионного масла. Согласно SAE выделяются:

Если в обозначении трансмиссионного масла отсутствует буква W, то это указывает только на возможность летнего применения. Число перед знаком W показывает параметры вязкости при отрицательной температуре. Чем число выше, тем при более низких температурах возможна эксплуатация трансмиссионной жидкости.

Селектор коробки передач

Еще одна стандартизация трансмиссионного масла была разработана Американским институтом топлива и получила обозначение API GL. В основу данной квалификация положены условия эксплуатации и возможность применение в том или ином механическом агрегате. Всего разработано 5 классов такой классификации GL. При этом, чем выше цифра допуска, тем в более сложных по конструкции КПП допускается применение трансмиссионной смазки. Для МКПП предназначены классы GL1-GL3, для АКПП необходимо применять GL4 и GL5.

Все используемые в настоящее время классификации трансмиссионных масел не полностью указывают технические характеристики, а отражают лишь общие параметры и показатели. Поэтому для подбора качественной трансмиссионной смазки для КПП автомобиля необходимо пользоваться рекомендациями и регламентами производителя транспортного средства.

Видео

Поделитесь с друзьями!