МКПП-Механическая коробка переключения передач

Коробка передач – механизм, отвечающий за работу трансмиссии транспортного средства, промышленных механизмов, за переключение скорость автомобиля.

Механическая коробка переключения передач (МКПП), рычаг

Механическая коробка переключения передач – такое устройство, которое позволяет изменять крутящий момент. Название коробки передач говорит само за себя – переключение передач механическое, т.е. ручное. Механическую коробку передач принято относить к ступенчатым коробкам. Ступенями или передачами называются шестерни, которые взаимодействуют между собой. Каждая передача имеет передаточное число. Соответственно каждая ступень коробки передач имеет различные передаточные числа.

Первый прототип «механики» был изобретен в конце 19 века Л. Панаром и Э.Левассором. Трансмиссия была аналогична современной - несколько передних передач и одна задняя. Также шестерни располагались на валу. В то время были «несинхрозированные» МКПП, которые требовали от водителя мастерство переключения – переключать передачи необходимо строго в момент набора определенной скорости. При переключении раздавался скрежет зубьев, который было невозможно избежать.

МКПП можно разделить на четырехступенчатые, пятиступенчатые, шестиступенчатые. Пятиступенчатая коробка передач в настоящее время наиболее распространена.

Схема механической коробки передач (МКПП)

Механические коробки передач чаще делятся на два вида: двухвальные и трехвальные. Двухвальная МКПП устанавливается на переднеприводные автомобили, а трехвальная – как правило, на заднеприводные. Принцип работы и само устройство данных коробок существенно отличается.

Трехвальная МКПП состоит из первичного и вторичного валов. Ведущий вал (он же первичный) обеспечивает соединение со сцеплением. Промежуточный вал параллелен первичному. На нем также располагаются шестерни. Ведомый (вторичный) вал расположен на той же оси что и ведущий. Это осуществляется при помощи торцевого подшипника на первичном валу.

При нейтральной передаче крутящий момент на ведущие колеса не передается. При изменении положения рычага управления происходит перемещение муфты синхронизатора. Шестерня блокируется на ведомом валу. МКПП передает крутящий момент от двигателя на ведущие колеса с нужным передаточным числом. Шестерня заднего хода устанавливается на отдельной оси.

Двухвальная МКПП также состоит из ведущего и ведомого валов. Ведущий вал, аналогично трехвальной коробке передач, соединяется со сцеплением. Параллельно этому валу расположен вторичный вал с шестернями. Для того, чтобы уменьшить линейные размеры и увеличения числа ступеней вместо одного первичного вала устанавливаются 2 и 3.

Принцип работы такой же как и в трехвальной коробке передач. Отличие заключается в том, что движение рычага управления при конкретной передачи делится на поперечное и продольное. В первом случае усилие передает на трос выбора передачи. Во втором случае все аналогично, только далее в обратном направлении, т.е. на рычаг переключения передач. Крутящий момент передается на передние или задние колеса, в зависимости от типа привода.

Поделитесь с друзьями!

Все марки