Электромобили и гибриды в 2023 году стали настоящим хитом российского авторынка. Никогда еще экологичный транспорт не пользовался такой популярностью. По данным агентства «Автостат инфо», за период с января по сентябрь 2023 года в России было куплено 8925 электрокаров и гибридов — это рост на 415% в годовом выражении.
Отметим, что размениваться на бюджетные модели у нас никто не хочет — самой популярной моделью стал электромобиль Зикр (Zeekr 001), стильный лифтбек от суббренда китайского концерна Geely, собранный на агрегатах Volvo, которая также входит в него.
Столь бурный рост числа электрических автомобилей подстегнул развитие сети зарядных станций в крупных городах России. Москва выступает настоящим флагманом в этой сфере, поскольку в городе уже более пяти лет ездит полностью электрический общественный транспорт.
Как электромобили влияют на экологию
Безусловно для любого мегаполиса, перегруженного пробками и вредными выбросами, рост числа электрических автомобилей означает улучшение экологической обстановки. Купить электромобиль в Москве давно не является проблемой, а сейчас количество предлагаемых моделей только растет.
Польза для экологии проявляется как в виде сокращения потребления топлива с последующим падением уровня вредных выбросов в атмосферу, так и в пресловутом сокращении шумового загрязнения, ведь электроавтомобили почти не издают шума. Добавим, что государство напрямую заинтересовано в росте числа электрических транспортных средств, поэтому все большую популярность набирают инициативы, направленные на стимулирование спроса на экологически чистый транспорт.
Что со спросом
Одним из способов стимулировать спрос на электрические авто является субсидирование отрасли — дополнительные средства от государства получают как покупатели новых машин, так и их производители. Кроме того, уже введены определенные послабления и льготы для владельцев экологичных видов транспорта.
Например, электромобилям разрешена бесплатная стоянка на муниципальных парковках в платной зоне и проезд по платным трассам. Однако несмотря на все описанные нами преимущества, касаются они далеко не каждого авто. Субсидии на приобретение электрокара можно получить только если он отечественного производства.
Такие ограничения не оставляют большого выбора: либо Evolute i-Pro, либо «Москвич» 3е. Будем откровенны, это далеко не самые удачные и качественные модели с хорошим соотношением цена/качество. Гораздо большей популярностью пользуются премиальные китайские модели, которые примерно в 2 раза дороже, но они выигрывают по всем параметрам: дальности хода, качестве сборки, мощности, оснащенности различными функциями, эргономике. Словом, Zeekr 001 не просто так стал лидером рынка.
Множество самых разных дилеров предлагают сегодня эту модель, но далеко не все представляют, как их дальше обслуживать. Эту проблему давно решили в NEO CARS https://trauto.ru. Крупный московский дилер уже несколько лет предлагает инновационные модели электромобилей популярных брендов. А для обслуживания у компании есть собственный склад запчастей. Так что купить электромобиль в Москве больше не проблема.
Проблемы на пути к экологичности
Есть и ряд других особенностей нашего рынка, которые существенно ограничивают выбор. Льготами обделены и владельцы весьма распространенных в последнее время гибридных автомобилей. Речь идет о последовательных гибридах, в которых ДВС не имеет прямой связи с колесами, то есть не приводит автомобиль в движение, а служит исключительно в качестве бензинового генератора для зарядки батарей.
На данном этапе развития электромобильной инфраструктуры в России именно гибриды выступают оптимальным вариантом для приобретения, даже в качестве основного автомобиля. Они не привязаны напрямую к ЭЗС и отличаются значительным запасом хода, что позволяет преодолевать на них расстояния между крупными городами.
Кажется, именно гибридные авто являются идеальным выбором с точки зрения экологии при начале развития инфраструктуры для зарядки. У нас эта сфера даже в мегаполисах только начала развиваться. Мощных ЭЗС, способных быстро зарядить емкую батарею, все еще очень мало, а стратегия развития требует пересмотра, потому что уже сейчас должна предусматривать установку станций мощностью по 300–400 кВт, так как технологии внутри электромобилей развиваются гораздо быстрее и инфраструктура должна действовать на упреждение, чтобы не устареть через 2–3 года.
Отдельно нужно упомянуть про развитие электрического легкого коммерческого транспорта, который при должной поддержке и интересе бизнеса должен занять свою нишу на рынке доставки «последней мили». Однако для развития эко-доставки также нужны мощные ЭЗС, способные заряжать аккумуляторы с высокой скоростью.
Прогнозы по росту популярности электромобилей
В московской мэрии считают, что к 2030 году электрический автопарк столицы вырастет до 315 тыс. машин. Таким образом, доля экологичного транспорта составит 7% от всего парка легковых автомобилей.
Согласно плану, установка зарядных станций будет прописана даже в градостроительных нормах, что обяжет застройщиков интегрировать зарядки во время строительства.
Если говорить о количестве ЭЗС, то к 2030 году их должно появиться 12,6 тыс., а мощность должна составлять от 50 кВт, что является неплохим заделом на будущее. Сегодня, если владелец электромобиля встречает на станции свободный порт мощностью 22 кВт, это уже большое счастье. Правда, в столице постепенно расширяется пул ЭЗС с мощностью 60 кВт, но такие все еще редкость.
Новые зарядки будут устанавливать на улицах и придомовых территориях, а востребованные сегодня станции медленной зарядки мощностью 11 кВт и 22 кВт появятся в гаражных комплексах и на парковках возле социальных объектов и внутри многоквартирных домов.
Почему на электромобилях быстрее изнашивается резина
Еще одной из ключевых проблем на пути к полной экологичности стал вопрос шин. В 2019 году ученые из Сан-Франциско неожиданно выяснили, что к загрязнению окружающей среды приводит не только избыток выхлопных газов, но и продукты износа шин.
Доля этих продуктов составляет почти половину от обнаруженных на тихоокеанском побережье семи триллионов частиц микропластика, которые попадают туда с дороги, смываемые дождями.
А если говорить про шины, устанавливаемые на электромобили, то проблема становится еще «интереснее». Как известно, электромобили заметно тяжелее обычных авто с ДВС из-за батареи. Эта масса создает дополнительную нагрузку на покрышки экологичных автомобилей, что приводит к ускоренному износу.
На проблему обратили внимание владельцы электромобилей Tesla, многие из которых за несколько лет успели сменить несколько комплектов резины. Одной из компаний, озаботившихся проблемой, стала японская Bridgestone. Шинник весной 2023 года представил свои шины, разработанные специально для электромобилей.
Если обычные шины изнашивались на 30% быстрее, если их установить на электромобиль, то новая модель состоит из специального полимера, который снижает сопротивление качению, а рисунок протектора такой резины уменьшает шумность.
Ускоренный износ шин в свою очередь негативно влияет на экологию. Для примера возьмем столицу Норвегии Осло, где более 65% автопарка занимают электромобили. Так вот местные экологи выяснили, что в воздухе города существенно превышена концентрация микроскопических частиц резины.
У других брендов также стали появляться специальные модели шин для электромобилей. У них повышена прочность корда, боковины и увеличен ресурс. Разумеется, у такой резины и ценник значительно выше, чем у обычных моделей.
На нынешнем этапе развития электромобилей их самым большим преимуществом перед традиционными автомобилями с ДВС является отсутствие вредных выхлопов. Но их эволюция продолжается, и каждый год мы видим самые разные технологические решения, которые делают их чуточку лучше, экономичнее и проще в эксплуатации.