Периодичность замены масла в МКПП, АКПП, CVT и AMT

Замена масла в КПП

Если в вопросе замены моторного масла все уже привыкли к интервалу обслуживания и большинство водителей знают когда это делать То в случае с КПП далеко не все водители вообще понимают, что ее необходимо обслуживать и менять в ней масло, а кто-то возможно даже не знает что в коробке тоже есть масло.

Также в случае с моторным маслом вам подойдет сервис и ремонт автомобилей любых марок, а с КПП есть нюансы. Да, все зависит от типа вашей коробки, но к этим нюансам вернемся позже, а пока начнем с теории.

Зачем коробке масло и его замена

Любые металлические трущиеся детали без смазки будут очень сильно греться и тарахтеть. Масло значительно смягчает трение + дополнительно отводит тепло. Поэтому масло считается не только смазкой, но и охлаждающей жидкостью. Если говорить про автоматические коробки, то там масло является еще рабочей жидкостью, ведь переключения и зацеп с двигателем тоже происходит благодаря нему.

Странное аналогия, но даже подсолнечное масло для готовки во время готовки постепенно портится и требует замены. По сути оно просто становится грязным. В случае с коробкой передач там высокая температура, иногда достигающая 150 градусов. Из-за постоянной работы при высокой температуре свойства масла просто теряются.

Пропадает смазочный эффект, теплоотвод становится хуже и так далее. Также любая механическая трущаяся деталь может изнашиваться, создавая мелкую стружку. Масло в этом случае становится грязным, как раз засоряясь такой стружкой. Плюс температура может образовывать нагар, что также засоряет масло.

Как бы спокойно или наоборот агрессивно вы не ездили масло в коробке передач все равно изнашивается и засоряется со временем. Если вы когда-то видели как меняют масло в моторе, то наверное заметили, что старое масло черное, а новое светлое с легкой прозрачностью. Здесь тоже самое.

Когда и как менять масло в МКПП

МКПП в разрезе

Механика – самый простой вид коробки передач и замену можно производить не так часто. Да, есть не самые надежные механики, но все же там болячки в другом, не связанным с маслом. Рекомендуем интервал можно изучить отдельно про конкретно свой автомобиль, но обычно МКПП обслуживают раз в 60-90 тысяч километров и хватает этого надолго.

В случае с МКПП можно произвести замену в любом сервисе и обойдется это недорого, ведь процедура простая. Здесь немного масла, обычно не сильно больше 2 литров в зависимости от автомобиля, что получается дешевым и по расходникам.

Масло меняется по принципу замены в моторе – скручивается пробка, сливается старое масло и заливается новое. Коробки бывают разные, например, на АвтоВАЗе есть специальная горловина для залива под капотом, а где-то новое масло приходится заливать аппаратно.

Когда и как менять масло в АКПП

АКПП в разрезе

Этот процесс лучше точно доверить профессионалам, как и замены масла в следующих коробках. С автоматом справится практические любой сервис. Если вы слышали термин гидромеханический автомат, то возможно догадались, что этот автомат работает за счет гидравлической жидкости, которым и выступает масло.

То есть, здесь нет привычных шестерен как в механике, принцип работы абсолютно иной и основан он на масле. Поэтому внутри автомата масла очень много, 10 литров никого не удивит, поэтому замена может быть дорогой как минимум на расходники.

Самостоятельная замена практически не реальна ведь нужно специальное оборудование. По сути здесь также откручивается пробка, либо снимается поддон, сливается старая жидкость, а после специальным аппаратом загоняется новая. Но, есть нюансы от производителя к производителю.

С АКПП практикуется 2 вида замены:

  1. Полная – под давление выгоняется вся старая жидкость, которой много, а после также под давление загоняется новая.
  2. Частичная – через сливную пробку сливается например половина рабочей жидкости, а после специальным устройством новая загоняется обратно в том же объеме.

Зачем существует частичная замена? Дело не только в бюджете, но и рисках. В автомате есть гидроблок с небольшими масляными каналам. Если начать сливать всю жидкость, возможно она слишком грязная и какие-то каналы могут забиться, что крайне дорого ремонтировать. Поэтому практикуется частичная замена.

В АКПП масло лучше менять каждые 60 тысяч километров. Да, у некоторых производителей более удачные коробки, в которых можно менять позже. Но, если вам хочется продлить жизнь узлу, то замена масла каждые 60 тысяч км сильно этому поможет.

Когда и как менять масло на роботе

AMT в разрезе

Почему-то считается, что роботу можно менять масло реже чем автомату. У такой логики есть обоснование, ведь технически робот – это по сути механика. Но в реальности лучше этого не делать и разобраться в вопросе.

Менять чуть ли не раз в 90 тысяч можно менять на старых роботах, где масло используется только как смазка. В этом случае робот и масло реально соответствует механике. Но, современные DSG или 7-ступенчатые Getrag уже имеют гидравлическую систему управления через мехатроник. Здесь масло уже является рабочей жидкостью и соответственно риски абсолютно идентичные.

Процесс замены абсолютно идентичен механике и ее можно выполнить самостоятельно, но большинству роботов нужна адаптация после работы, которую самостоятельно не выполнить.

Каждый производитель робота рекомендует разный интервал замены, но обычно он равен 60 тысячам километров. Если вы более активный ездец, то рекомендует сократить срок замены до 40 тысяч километров. В таком случае робот прослужит максимально долго.

Роботы и следующие вариаторы – не самые простые конструкции, хотя казалось бы. Есть сервисы, отказывающие обслуживать эти КПП, поэтому рекомендуем искать профильный. Поищите сервис, который занимается именно вашими коробками, скорее всего они существуют не просто так, ведь коробка имеют нюансы, которые эксперты знают лучше, чем обычный профильный сервис.

Когда и как менять масло в вариаторе

CVT в разрезе

Несмотря на то, что технически коробка сильно отличается от предыдущих, принцип ее работы с точки зрения масла соответствует АКПП. Здесь также часто практикуется частичная замена масла по тем же причинам. Самостоятельно выполнить замену можно, но довольно неудобно.

Так как вариатор – это особый вид КПП, рекомендуем также поискать профильный сервис по этим коробкам.

Менять масло рекомендуется каждые 60 тысяч километров. Можно менять позже, но вариатор сам по себе не самая надежная конструкция, поэтому частая замена масла явно продлит ему срок службы.

Интервалы замены

Авто.ру подготовили интересную таблицу с интервалами замены масла на разных марках автомобилей. Здесь указана как регламентная замена, так и рекомендуемая специалистами и частенько эти показатели не совпадают. Изучайте, скорее всего свою коробку вы здесь найдете.

Марка Тип КПП Преиодичность замены масла
Hyundai/ Kia АКПП Каждые 90 тыс. км
РКПП Проверка каждые 45 тыс. км и при необходимости замена
Вариатор Каждые 90 тыс. км
Volkswagen/Skoda РКПП DQ200 Каждые 60 тыс. км
РКПП DQ250 Каждые 60 тыс. км
РКПП DQ500 Каждые 60 тыс. км (рекомендуют сократить до 45 тыс. км)
РКПП DQ381 Каждые 120 тыс. км
АКПП Каждые 60 тыс. км
Toyota АКПП Проверка каждые 40 тыс. км и при необходимости замена
Вариатор Проверка каждые 40 тыс. км и при необходимости замена
Lada/Datsun АКПП Каждые 75 тыс. км
РКПП Каждые 75 тыс. км
Вариатор Замена только при ремонте (рекомендуют каждые 50–60 тыс. км)
Renault Вариатор Замена только при ремонте (рекомендуют каждые 50–60 тыс. км)
Mazda АКПП Каждые 45 тыс. км
Subaru Вариатор Каждые 60 тыс. км
Mercedes-Benz АКПП Каждые 60 тыс. км
РКПП Каждые 60 тыс. км
BMW АКПП Замена не регламентирована (рекомендуют каждые 60–80 тыс. км)
Ford РКПП 6DCT450 Замена не регламентирована (рекомендуют каждые 45 тыс. км)
РКПП 6DCT250 Замена не регламентирована (рекомендуют каждые 80 тыс. км)
АКПП Замена не регламентирована (рекомендуют каждые 60-80 тыс. км)

Видео