Статья предназначена для новичков в автомобильной жизни, но даже уже опытные водители найдет здесь возможно что-то полезное. Обсудим моторные масла для легковых автомобилей, когда его менять, какое заливать и вообще зачем оно нужно двигателю вашей машины. Начнем с базы.
Содержание:
- Зачем масло мотору
- Нужно ли его менять? А зачем?
- Когда менять?
- Какое покупать масло?
- Можно ли заменить самостоятельно?
Зачем масло мотору
Сейчас опытные водители потянулись закрыть статью, не спешите, помните, что мы учим людей, а обычный рядовой водитель особо не разбирается в этих нюансах. Итак, масло нужно просто для смазки – это основная и самая главная задача.
Внутри двигателя много металлических деталей трутся друг об друга, а если это будет происходить без смазки – они попросту поцарапаются. Постепенно царапины увеличиваются и по сути просто детали изнашиваются и требуют замены. Попробуйте сами, возьмите два любых железных предмета и очень быстро трите их друг об друга. Вы услышите неприятный скрежет/скрип. Потом попробуйте смазать эти предметы хоть обычным подсолнечным маслом и попробуйте снова потереть – звук пропадет.
Вторая важная задача моторного масла – охлаждение. От любого трения даже не металлические запчасти греются. Да, двигатель должен быть в своей рабочей температуре, которую он и достигает в том числе за счет трения металлических деталей, но температура должна быть под контролем. Масло – по сути жидкость и как и любая жидкость она не дает деталям от трения греться очень сильно. Да, само масло тоже нагревается внутри двигателя прилично, но все же с задачей охлаждения справляется.
Неосновная задача – тишина. Вспоминаем трение любых предметов друг об друга. Без масла металлические детали мотора будут шуметь еще сильнее, а смазка нивелирует этот шум.
Нужно ли его менять? А зачем?
Да, любого мотору требуется периодическая смена масла. Внутри двигателя у вас происходит горение, а любое горение постепенно образует нагар. Плюс трение металлических деталей все равно ведет к легкому износу этих деталей – постепенно появление стружки. Масло постепенно становится грязным от этого, чернеет и так далее. Грязное масло со смазкой и охлаждением справляется сильно хуже свежего.
Металлические детали мотора должны продолжать хорошо смазываться и охлаждаться, поэтому отработанное масло уже не подходит – необходима замена. Отработка – это масло, которое какое-то время уже поработало в двигателе.
Когда менять?
Итак, давайте сразу проясним важную вещь – не меняйте масло по регламенту. В инструкции/регламенту к вашему автомобилю скорее всего написано, что замена моторного масла необходима каждые 15 000 км. Ни в коем случае, если хочется поездить на машине подольше и сохранить ее состояние, что на дальнейшей продаже скажется положительно.
Рекомендуем придерживаться следующего регламента:
- Атмосферный двигатель – каждые 10 тысяч км;
- Турбированный двигатель – каждые 7,5 тысяч км.
Почему все производители придерживаются регламента в 15 тысяч – неизвестно, возможно это как связано с корыстными целями. Почему рекомендуется менять чаще? Просто двигатель проживет дольше с более свежей смазкой, а турбированному нужна более частая за счет температуры. Турбо моторы более горячие в отличие от атмосферных.
Идеальный вариант – замена каждые 150-200 моточасов. Не пугаемся! Моточасы – часы работы двигателя, 1 час работы равен 1 моточасу. Почему именно моточасы? Потому что километраж не совсем объективное число. Мотору по трассе работать легче, чем в городе по пробкам, а даже без пробок обороты мотора плюс-минус не отличаются, но километраж наматывается по разному.
По трассе вы проедите 10 тысяч километров значительно быстрее, чем в городе просто по времени. То есть, в городе чтобы набрать 10 тысяч километров потратится намного больше моточасов нежели по трассе. Поэтому ориентироваться по моточасам – идеальный вариант, но к сожалению очень малое количество автомобилей имеет такой показатель на приборной панели.
Какое покупать масло?
Моторные масла для легковых автомобилей купить можно разные, но не все они подойдут вашему авто. Залить конечно можно любое, законом не запрещено, но ваш мотор не с каждым маслом будет хорошо и долго работать. Главный ориентир для покупки – допуски.
Идем в интернет и ищем допуски для своего автомобиля и мотора. Мотор важен, ведь на один автомобиль могли устанавливать разные двигатели и допуски у них разные. Пример запроса «Шевроле Круз 1.8 бензин допуски масла».
Результат такого запроса:
- Вязкость SAE: 10W-30, 10W-40, 5W-30, 5W-40
- Допуск GM: Dexos 1, Dexos 2; GM-LL-A-025
- Допуск АСЕА: А3/В3; А3/В4
- Допуск API: SL, SM
Открываете интернет магазин, например, ГК «Чайка» и в фильтрах выбора товаров настраиваете все эти показатели. В поле вязкость выбираете подходящую (обсудим ниже, ведь как видно допускается несколько вариантов), в поле допуска API выбираете SL или SM и так далее. Все, перед вами откроется список действительно идеально подходящих вам масел.
Разная вязкость указана не просто так, здесь нужно ориентироваться на ваши условия эксплуатации и по большей части на климат. То есть, смотрим на цифру 10W и 5W в данном примере. Если зимы холодные – берем 10W, а если температура не опускается ниже -20 – подойдет и 5W. Вторая цифра: 30 и 40 в данном примере отвечает уже за температуру во время работы. По сути вязкость, если любите гонять, то берем пониже, если ездите спокойно – 40 подойдет.
Можно ли заменить самостоятельно?
Да, моторное масло несложно меняется собственными руками, но, если вы зашли на эту статью, скорее всего опыта для этого у вас недостаточно. Лучше довериться профессионалам и отвезти автомобиль в сервис, замена стоит недорого – 500-1000 рублей. Сделают все быстро, качество и сэкономят ваши нервы пока вы будете пить кофе.
Хотя, задача по сути несложная: откручиваем защиту двигателя, откручиваем пробку масляного поддона, ждем пока вытечет масло, закручиваем пробку, закручиваем защиту и заливаем новое. Для этого обязательна яма или подъемник, ведь защита и сливная пробка находится под машиной. По собственному опыту можно обойтись без подъемника, используя домкрат и лежачее положение, но это очень рискованно.
Кстати, вместе с заменой масла необходимо менять масляный фильтр, а еще лучше менять воздушный.
Надеемся вы теперь намного лучше разбираетесь в моторном масле вашего двигателя и примерно понимаете что с ним делать.