Причины запотевания автомобильных фар
В темное время суток при езде на автомобиле в отсутствии тумана или дождя иногда обнаружи-вают ухудшение видимости. При беглом осмотре выявляют запотевание оптики. Конденсат обра-зуется в месте прохождения через стекло светового пучка от линзы.
Автомобилисты знают, фары должны быть чистыми и прозрачными, без присутствия влаги и воды. Повышенная влажность в оптике – тревожный сигнал, так как решать проблему надо быстро. Правда, конденсат появляется и в новых машинах. Дилеры утверждают, торопиться с ремонтом не надо, что ничего страшного в этом нет. Но проблемы с освещением дороги сами не проходят.
Содержание:
Устройство фары
Перед поиском потенциальной причины неполадки следует изучить строение детали. Многие владельцы автомобилей уверены в полной герметичности оптики. Но все не так. Во время рабо-ты изнутри стекло нагревается, а с обратной стороны охлаждается окружающим воздухом. В ре-зультате теплый поток пытается выйти, и если бы фара действительно была герметична, то кон-струкция от давления повредилась.
Сейчас машины:
- Оснащены лампами с минимальным потреблением энергии, что не приводит к перегреву и выпадению влаги.
- Оборудуют заостренными или каплевидными фарами (еще недавно в производстве ис-пользовали квадратные модели).
- С увеличенным расстоянием от стекла в оптике.
Вероятно, через десятилетие автомобили производители будут оснащать светодиодной матрич-ной оптикой с полной герметизацией блоков - и достигнут полной герметичности между линзой и остеклением фары. Пока машины оборудуют галогенными лампами, ксеноном и светодиодны-ми источниками света.
Нагретые лампочки испаряют жидкость, которая оседает на поверхности. Стекло или пластик тускнеют, что ухудшает обзор ночью и в непогоду (метель, туман, дождь).
Причины запотевания фар
Явление может быть следствием нескольких причин:
- Жидкость попадает через обратный клапан, которым оснащена каждая модель автомоби-ля. Лампочки нагревают воздух, холодный попадает в систему через клапан, что и приво-дит к образованию конденсата.
- В процессе эксплуатации теряется герметичность стыков в фарах. Это норма. Герметик под действием солнца, тряски на дорогах и реагентов на трассе истончается. Через обра-зовавшиеся стыки и попадает влага.
- Повреждения и дефекты. Образуются в результате столкновений (ДТП) или попадания твердых предметов (камни). Поврежденная оптика подлежит замене. Иногда виноват сам владелец: после сильного прижатия фары стекло отходит от корпуса. Образуется щель, через которую проникают вода и воздух.
- Неисправен сапун - специальный клапан для воздухообмена. Со временем мусор и грязь засоряют оптику. Отсутствие нормальной вентиляции приводит к скоплению и оседанию влаги.
- Противотуманные фары запотевают из-за неплотного соединения, т.е. разгерметизация, в месте подключения лампы
- Выпадение лишней влаги отмечают после мойки автомобиля.
- Редкая ситуация – заводской брак. Производители следят за качеством машин, но, как и везде, брак не исключен. В таких случаях конструкция оптики, к примеру, кривая или с невыверенной геометрией. Избежать проблем помогает покупка только оригинальную продукцию.
Запотевание фар – это естественное явление. Увидев конденсат в блоке, паниковать не стоит, ведь фары запотевают по разным причинам. Во время стоянки на паркинге с высокой влажно-стью фара остывает, в результате падает давление в конструкции и снаружи поступает влажный воздух. Выравнивание температур происходит долго, так как мотор медленно остывает, сохраняя тепло в подкапотном пространстве. В итоге в системе выпадает роса.
Волноваться стоит, когда запотевание долго сохраняется и обильное в объеме. Это приводит к изменению светотеневой границы. Для обнаружения проблемы направляют свет фар на ровную вертикальную поверхность. Граница в норме не слишком четкая, иначе во время движения ров-ное световое пятно напрягает глаза автомобилиста. Опасно, когда конденсат превращает нор-мальные зоны освещенности в расплывчатые пятна, плавно растворяющиеся в темноте. Водитель не видит опасные участки дороги и обочины и ослепляет человека за рулем встречной машины.
Способы устранения запотевания фар
Для устранения проблемы не требуется много времени и денег.
Порядок действий:
- Демонтаж фары;
- Осмотр конструкции на микротрещины, повреждения, отверстия;
- Проверка наличия прокладки между лампочкой и корпусом;
- Очистка вентиляционных зазоров;
- Снятие стекла фары с блока;
- Очистка стекла от конденсата;
- Крепление стекла на блок.
Многие владельцы автомобилей не в курсе, что фары оборудованы вентиляционные зазорами. Они обеспечивают циркуляцию воздуха внутри оптики, нарушение которой приводит к накопле-нию влаги.
На место стыка блока и стекла наносят устойчивый к высоким температурам герметик. В про-даже он обычно красного цвета, встречается и бесцветный. При наличии повреждений заменяют запчасти новыми.
При постоянных поездках на стекле образуются трещины, незаметные глазу, но втягивающие грязь и влагу. Решается проблема прогреванием дальним светом, но не навсегда. Мелкие трещи-ны убирают полировкой.
В случаях резкого и однократного запотевания фар, когда лишняя влага появилась в силу обстоя-тельств, применяют «симптоматическое» лечение. Для этого:
- Ставят машину фарами в сторону солнца.
- В сухом и теплом помещении открывают заглушки, после их закрывают.
- Просушивают оптику феном через отверстие для замены лампочки. Минимальный нагрев с максимальным потоком воздуха. Процедуру запрещено проводить на свежем воздухе и в запыленном помещении, иначе внутрь фары нагнетаются грязь и пыль.
Народные умельцы рекомендуют класть в конструкцию пакетики с силикагелем. Пакетики по-мещают в мешочек из «дышащего» материала и подвешивают на веревочке, которая потом помо-гает извлечь приспособление. На деле такая идея вызывает большие сомнения относительно по-жаробезопасности. Конечно, производители иногда на заводе сами размещают в блоке пакетики с гранулами силикагеля. Но окончательно решить проблему это не помогает. Это «симптомати-ческое» лечение.
Кроме того, чтобы не провоцировать выпадение конденсата резким перепадом температур, надо взять в привычку заранее отключать свет перед мойкой. После мытья не следует сразу выкаты-вать автомобиль на свежий воздух. Фары должны остыть.
Не рекомендуют своими силами снимать заглушки с сапунов или уплотнители проводки, хоть это и выполнить технически не сложно: экономия времени на просушке оборачивается попада-нием грязи и пыли в фару.
Надо периодически самостоятельно проверять состояние клапанов вентиляции, удаляя при этом скопившуюся грязь. Отдельно осматривают место вхождения проводки в корпус фары. Здесь уплотнитель обязан максимально крепко прилегать к поверхностям.
Отдельным пунктом стоит использование оригинальных запчастей. Китайские подделки выпус-кают с множеством мелких огрехов. К примеру, не предусмотрен выход конденсата через кла-пан, или клапан установили в неположенном месте.
Последствия
Как правило, причины запотевания фар не страшные, но могут привести к печальным послед-ствиям. Внешне оптика некрасивая, а конденсат вызывает:
- Коррозию отражателя. Бюджетные автомобили оборудуют деталями с низкокачествен-ным покрытием. В процессе эксплуатации они покрываются слоем коррозии, которая ухудшает поток света и уменьшает ресурс фары. Дальше окисляются контакты – и свет пропадает. Это неприятный сюрприз для владельцев машин с неразборными фарами.
- Перегорание лампочек. Как известно, жидкость «убивает» электрические контакты, в ре-зультате лампочки перегорают раньше положенного срока. Иногда влага вызывает корот-кое замыкание цепи.
- Разрыв. При попадании холодной жидкости на раскаленную лампочку из-за резкого пе-репада температур лопается стекло. Такое часто случается с галогеновыми лампами.
К безобидным последствиям запотевания фар относят ухудшение освещенности, обусловленное неправильным рассеиванием света из-за преломления потока в капельках конденсата. Но если владелец установил на автомобиль качественные лампы, проблема не страшна.
В 70% случаях избавиться от запотевания фар можно самостоятельно герметизацией стыков или заменой запчасти. В остальных случаях придется обращаться в автомастерскую.