Как заменить рулевой механизм Hyundai Getz
09 ноября 2022
Содержание:
- Выбор деталей
- Автомобили без усилителя рулевого управления
- Автомобили с гидроусилителем рулевого управления
- Шланги и трубопроводы гидроусилителя
- Насос гидроусилителя рулевого управления
- Видео
Выбор рулевой рейки
Чтобы вы не искали хорошую рулевую рейку на Hyundai Getz, мы подготовили рейтинг производителей рулевых реек с артикулами , который сформирован на основе отзывов. У автомобиля Hyundai Getz все рулевые рейки одинаковые независимо от комплектации.
1.4 i/1.5 CRDi/1.6/1.5 CRDi GLS/1.1/1.3 i/1.3
- Mando - EX577001C700 (Рейтинг: 5);Яндекс Маркет
- Mando - EX577001C100 (Рейтинг: 5, цена - от 26032 руб.);Яндекс Маркет
- Mando - EX577001C000 (Рейтинг: 5, цена - от 26051 руб.);
- Mando - EX571101C301 (Рейтинг: 5);
- Mando - EX565001C100 (Рейтинг: 5);
По отзывам пользователей, лучшую рулевую рейку для Hyundai Getz делает компания Mando, под артикулом EX577001C700.
Автомобили без усилителя рулевого управления
Рулевой механизм автомобилей без усилителя рулевого управления: 1 – рулевая тяга; 2 – пыльник; 3 – пылезащитный колпак; 4 – наконечник рулевой тяги; 5 – защитный чехол рулевой тяги; 6 – картер рулевого механизма; 7 – защитный чехол рулевой тяги
Рулевой механизм в сборе автомобилей без усилителя ST-21: 1 – сальник; 2 – уплотнительное кольцо; 3 – приводная шестерня; 4 – подшипник; 5 – сальник; 6 – пыльник; 7 – пылезащитный колпачок; 8 – верхняя пробка; 9 – упор рейки; 10 – пружина упора рейки; 11 – контргайка; 12 – регулировочный винт упора рейки; 13 – вкладыш; 14 – гайка; 15 – защитный чехол; 16 – наконечник рулевой тяги; 17 – зажим; 18 – защитный чехол; 19 – хомут; 20 – рулевая тяга; 21 – рейка; 22 – картер рулевого механизма
Рулевой механизм автомобилей без усилителя рулевого управления показан на рисунок 5.30, рулевой механизм в сборе (без усилителя).
Снятие
Установите автомобиль на подъемник.
Поднимите автомобиль.
Отсоедините передний глушитель.
Снимите передние колеса.
Выбейте контровочный шплинт гайки и съемником выпрессуйте палец шарового шарнира наконечника рулевой тяги из поворотного кулака.
В салоне отсоедините вал рулевого управления от рулевого механизма.
Крепления заднего кронштейна подвески коробки передач
Отверните болты крепления заднего кронштейна подвески коробки переда.
Болты крепления подрамника
Установите под подрамник домкрат для коробок передач и отверните четыре болта крепления подрамника.
Проверка технического состояния и регулировка
Болты крепления рулевого механизма
Отверните болт крепления рулевого механизма и снимите хомут крепления.
Снятие рулевого механизма в сборе с тягами
Снимите рулевой механизм в сборе с тягами, протягивая его к правой стороне автомобиля.
Зажмите рулевой механизм в тиски с латунными или алюминиевыми накладками.
Внимание! Допускается зажимать рулевой механизм в тиски только его установочной частью. Зажатие какой-либо другой его части может вызвать повреждение рулевого механизма.
Проверка момента вращения приводной шестерни
Проверьте момент вращения приводной шестерни, вращая ее со скоростью один оборот примерно за 4–6 с.
Момент вращения 0,6–1,3 Н·м.
Внимание!
- Момент вращения приводной шестерни измеряется в области всего хода рейки.
- Если момент вращения не соответствует норме, отрегулируйте упор рейки, затем снова проверьте момент вращения.
- Если регулировкой упора рейки нужный момент получить не удается, проверьте детали упора рейки и при необходимости замените их.
Несколько раз резко поверните рулевую тягу.
С помощью пружинных весов измерьте момент сопротивления проворачиванию рулевой тяги. Он должен быть равен 8–22 Н·м.
Если полученное значение превышает норму, замените рулевую тягу.
Внимание! Если момент сопротивления проворачиванию ниже указанного предела, возможно дальнейшее использование рулевой тяги при условии, что ее вращение происходит плавно, без чрезмерного люфта.
Проверьте защитные чехлы на наличие повреждений и ухудшение свойства материала.
Убедитесь в правильности установки чехлов.
Неисправные чехлы замените новыми.
Разборка
Снятие наконечника рулевой тяги
Снимите наконечник рулевой тяги.
Зажмите наконечник рулевой тяги в тиски и снимите защитный чехол шарового шарнира.
Хомут крепления защитного чехла рейки
Снимите хомут крепления защитного чехла рейки.
Снятие зажима крепления чехла рейки.
Снимите зажим крепления чехла рейки.
Снимите чехол рейки, сдвинув его на рулевую тягу.
Примечание. При установке чехла проверьте рейку на наличие следов коррозии.
Зубилом отогните стопорную шайбу крепления рулевой тяги к рейке.
Отворачивание контргайки регулировочного винта упора рейки.
Отверните контргайку регулировочного винта упора рейки.
Отворачивание регулировочного винта упора рейки.
Отверните регулировочный винт упора рейки торцовым ключом на 14 мм.
Упор рейки: 1 – вкладыш; 2 – пружина упора; 3 – регулировочный винт; 4 – контргайка.
Отверните контргайку, снимите пружину упора, упор рейки и вкладыш.
Отворачивание внутреннего шарового шарнира рулевой тяги.
До упора сместите рейку внутрь картера рулевого механизма и зажмите картер на уровне зубчатой части рейки в тиски с латунными губками. Отверните внутренний шаровой шарнир рулевой тяги и отсоедините тягу от рейки.
Выньте рейку из картера рулевого механизма.
Внимание! Вынимайте рейку в направлении к левой стороне автомобиля, чтобы не повредить вкладыш зубьями рейки.
Сборка
Нанесите на рейку смазку указанной марки, вставьте рейку в картер рулевого механизма, установите в картер приводную шестерню.
Вставляйте рейку в картер с левой стороны.
При установке приводной шестерни введите ее в зацепление с рейкой.
Удалите излишек смазки.
Перед установкой сальника рулевого механизма нанесите на него смазку.
Примечание. Сальник заменяйте новым.
Установите упор рейки, пружину упора, регулировочный винт упора и заверните контр-гайку.
Затяните регулировочный винт упора рейки моментом 11 Н·м, затем отверните его на угол 30–60°. Затяните контргайку регулировочного винта.
Внимание! Регулировку упора рейки проводите при среднем положении рейки. Контргайку устанавливайте на герметик.
Законтривание рулевой тяги к рейке кернением
Присоедините рулевую тягу к рейке и законтрите ее кернением.
Установите на место чехол рейки и закрепите его хомутом и зажимом.
Зажмите наконечник рулевой тяги в тиски и установите защитный чехол шарового шарнира.
Установите наконечник на рулевую тягу.
Установка
Установите рулевой механизм через правую сторону автомобиля.
Закрепите рулевой механизм на подрамнике.
Поднимите подрамник домкратом и закрепите его на кузове.
Закрепите задний кронштейн подвески коробки передач. Присоедините наконечники рулевых тяг к поворотным кулакам.
Установите на место передний глушитель.
Опустите автомобиль.
Установите передние колеса.
В салоне присоедините вал рулевого управления к рулевому механизму.
Автомобили с гидроусилителем рулевого управления
Рулевой механизм автомобилей с гидроусилителем рулевого управления: 1 – пыльник; 2 – пылезащитный колпак; 3 – трубопроводы гидросистемы; 4 – наконечник рулевой тяги; 5 – рулевая тяга; 6 – защитный чехол рулевой тяги; 7 – картер рулевого механизма
Рулевой механизм автомобилей, оснащенных гидроусилителем рулевого управления, в сборе: 1 – трубопроводы гидросистемы; 2, 5 – сальники; 3, 4 – подшипники; 6 – пыльник; 7 – пылезащитный колпак; 8 – корпус распределителя; 9 – распределитель; 10 – упор рейки; 11 – пружина упора рейки; 12 – контргайка; 13 – регулировочный винт упора рейки; 14 – вкладыш; 15, 19 – защитные чехлы; 16 – гайка; 17 – наконечник рулевой тяги; 18 – зажим; 20 – хомут; 21 – рулевая тяга; 22 – рейка; 23 – заглушка; 24 – гайка; 25 – подшипник; 26 – картер рулевого механизма
Снятие
Установите автомобиль на подъемник.
Слейте рабочую жидкость из системы гидроусилителя.
Снимите передние колеса.
Выбейте контровочный шплинт гайки и с помощью приспособления выпрессуйте шаровой шарнир наконечника рулевой тяги из поворотного кулака.
В салоне отсоедините вал рулевого управления от рулевого механизма.
Поднимите автомобиль.
Снимите хомут крепления шланга высокого давления и отверните болт хомута крепления сливного шланга системы гидроусилителя.
Отсоедините передний глушитель.
Отверните болты крепления заднего кронштейна подвески коробки передач.
Отверните болт крепления рулевого механизма и снимите хомут крепления.
Установите под подрамник домкрат для коробок передач и отверните четыре болта крепления подрамника.
Отсоедините от рулевого механизма штуцера трубопровода высокого давления и сливного трубопровода.
Снимите рулевой механизм в сборе с тягами, протянув его к правой стороне автомобиля.
Проверка технического состояния и регулировка
Отверните болт крепления рулевого механизма и снимите хомут крепления.
Снимите рулевой механизм в сборе с тягами, протягивая его к правой стороне автомобиля.
Зажмите рулевой механизм в тисках с латунными или алюминиевыми накладками.
Внимание! Допускается зажимать рулевой механизм в тиски только его установочной частью. Зажатие какой-либо другой его части может вызвать повреждение рулевого механизма.
Проверьте момент вращения приводной шестерни, вращая ее со скоростью один оборот примерно за 4–6 с; момент вращения должен быть равен 0,6–1,3 Н·м.
Примечание. Момент вращения приводной шестерни измеряется в области всего хода рейки.
Если момент вращения не соответствует норме, отрегулируйте упор рейки, затем снова проверьте момент вращения.
Если регулировкой упора рейки нужный момент получить не удается, проверьте детали упора рейки и при необходимости замените их.
Несколько раз резко поверните рулевую тягу.
С помощью пружинных весов измерьте момент сопротивления проворачиванию рулевой тяги, он должен быть равен 8–22 Н·м.
Внимание! Если момент сопротивления проворачиванию ниже указанного предела, возможно дальнейшее использование рулевой тяги при условии, что ее вращение происходит плавно, без чрезмерного люфта.
Если полученное значение превышает норму, замените рулевую тягу.
Проверьте защитные чехлы на наличие повреждений и ухудшение свойств материала.
Убедитесь в правильности установки чехлов.
Неисправные чехлы замените новыми.
Разборка
Снимите наконечник рулевой тяги.
Зажмите наконечник рулевой тяги в тиски и снимите защитный чехол шарового шарнира.
Хомут крепления защитного чехла рейки
Снимите хомут крепления защитного чехла рейки (рисунок 5.49).
Примечание. При установке чехла проверьте рейку на наличие следов коррозии.
Снимите чехол рейки, сдвинув его на рулевую тягу.
Медленно выдвигая рейку, слейте рабочую жидкость из картера рулевого механизма.
Зубилом отогните стопорную шайбу крепления рулевой тяги к рейке.
Отсоедините рулевую тягу от рейки.
Внимание! При отсоединении рулевой тяги от рейки проследите за тем, чтобы на рейку не действовало усилие скручивания.
Отверните контргайку регулировочного винта упора рейки.
Отверните упор торцовым ключом «на 14».
Отверните контргайку, выньте из рулевого механизма регулировочный винт упора рейки, пружину упора, упор рейки и вкладыш.
Отсоедините питающий трубопровод от картера рулевого механизма.
Болты крепления корпуса распределителя
Снимите корпус распределителя, отвернув болты.
Когда конец стопорного кольца выйдет из отверстия с пазом, поверните стопор рейки против часовой стрелки и снимите стопорное кольцо.
Внимание! Проследите за тем, чтобы не повредить рейку.
Выньте втулку рейки и рейку из картера рулевого механизма.
Уплотнительное кольцо картера
Выньте из картера уплотнительное кольцо.
Выньте сальник из втулки рейки.
Выбивание распределителя из корпуса
Выбейте распределитель из корпуса распределителя молотком с мягким бойком.
Выньте из корпуса распределителя сальник и шариковый подшипник.
Выньте сальник и уплотнительное кольцо из картера рулевого механизма.
Внимание! Примите меры предосторожности, чтобы не повредить зеркало цилиндра клапана приводной шестерни в картере рулевого механизма.
Извлечение сальника и шарикового подшипника из корпуса распределителя: 1 – приспособление 09573-21200; 2 – упорная шайба; 3 – сальник; 4 – приспособление 09573-21000
С помощью специального приспособления выньте сальник и шариковый подшипник из корпуса распределителя (рисунок 5.54).
Проверка технического состояния
1. Рейка.
- Проверьте зубья рейки на наличие повреждений и износа.
- Проверьте поверхность контакта с сальником на наличие повреждений.
- Проверьте рейку на наличие погнутости или скручивания.
- Проверьте кольцо сальника на наличие повреждений или износа.
- Проверьте сальник на наличие повреждений или износа.
2. Приводная шестерня и распределитель.
Приводная шестерня и распределитель
- Проверьте зубья приводной шестерни на наличие повреждений или износа.
- Проверьте поверхность контакта с сальником на наличие повреждений.
- Проверьте кольцо сальника на наличие повреждений или износа.
- Проверьте сальник на наличие повреждений или износа.
3. Подшипник.
- Проверьте подшипник на наличие заеданий или повышенного шума при вращении.
- Убедитесь в отсутствии чрезмерного зазора в подшипнике.
- Убедитесь в наличии всех иголок подшипника.
- Проверьте зеркало цилиндра картера рулевого механизма на наличие повреждений и защитные чехлы на наличие повреждений, трещин или старения.
Сборка
Смажьте рабочей жидкостью PSF-3 всю поверхность сальника рейки.
Установка сальника в картер рулевого механизма: 1 – приспособление 09573-21200; 2 – приспособление 09573-21000; 3 – приспособление 09555-21000; 4 – приспособление 09573-21100
Установите сальник в картер рулевого механизма в положении, показанном на рисунке.
Нанесите рабочую жидкость PSF-3 на всю поверхность втулки сальника рейки.
Установите сальник во втулку рейки.
Нанесите рабочую жидкость на всю поверхность уплотнительного кольца и установите кольцо во втулку рейки.
Нанесите на зубья рейки универсальную смазку SAE J310a, NLGI #2 ЕР.
Примечание. Проследите за тем, чтобы не закупорить смазкой вентиляционное отверстие рейки.
Установка втулки рейки: 1 – втулка рейки; 2 – рейка
Вставьте рейку в картер рулевого механизма, вставьте втулку рейки и сместите ее внутрь до совмещения с пазом картера, после чего закрепите втулку.
С помощью специального приспособления установите сальник и шариковый подшипник в корпус распределителя.
Установите распределитель в картер рулевого механизма, для чего нанесите на распределитель рабочую жидкость и смазку.
Нанесите на сальник рабочую жидкость, установите его в картер рулевого механизма и закрепите распределитель и уплотнительное кольцо в картере.
Присоедините рулевую тягу и законтрите ее кернением с помощью зубила.
Установите вкладыш, упор рейки, пружину упора в показанном на рисунке порядке. Перед установкой нанесите герметик на резьбу регулировочного винта упора рейки.
При среднем положении рейки заверните регулировочный винт упора рейки в картер рулевого механизма и торцовым ключом «на 14» затяните его моментом 12 Н·м, затем от-верните винт на угол 30–60° и затяните контргайку винта моментом 50–70 Н·м.
Затяните штуцер крепления питающего трубопровода системы указанным моментом и установите резиновую подушку на клей.
Нанесите силиконовую смазку на место установки защитного чехла (в канавку) рулевой тяги.
Установите на чехол новый хомут крепления.
Примечание. Каждый раз при установке чехла заменяйте хомут крепления новым.
Установите чехол на место, не допуская его перекручивания.
Закладка смазки в защитный чехол шарового шарнира рулевой тяги: 1 – смазка А; 2 – смазка В; 3 – герметик
Заложите смазку в защитный чехол шарового шарнира рулевой тяги и на кромку чехла и закрепите чехол стопорным кольцом, заведя его в канавку шарнира.
Смазка А – POLE LUB GLY 801К или аналогичная.
Смазка В SHOWA SUNLIGHT MB 2 или аналогичная.
Полость и кромка защитного чехла – THREE BOND.
Установите шаровой шарнир на рулевую тягу.
Проверьте момент вращения приводной шестерни.
Установка
Установите рулевой механизм на место через правую сторону автомобиля.
Закрепите рулевой механизм на подрамнике.
Присоедините к рулевому механизму трубопровод высокого давления и сливной трубопровод.
Поднимите подрамник домкратом и закрепите его на кузове.
Хомут крепления шланга высокого давления и сливного трубопровода (указан стрелкой)
Закрепите шланг высокого давления и сливной трубопровод хомутом.
Установите задний кронштейн подвески коробки передач.
Присоедините передний глушитель.
Медленно опустите автомобиль.
Присоедините рулевые тяги к поворотным кулакам.
Установите колеса.
Присоедините рулевой вал к рулевому механизму.
Залейте рабочую жидкость в бачок гидроусилителя.
Удалите воздух из системы гидроусилителя.
Шланги и трубопроводы гидроусилителя
Шланги и трубопроводы гидроусилителя: 1 – наконечник рулевой тяги; 2 – рулевая тяга; 3 – чехол рейки; 4 – хомут крепления рулевого механизма; 5 – хомут крепления шланга высокого давления; 6 – трубопровод и шланг высокого давления; 7 – сливной трубопровод; 8 – кронштейн крепления насоса гидроусилителя; 9 – бачок насоса гидроусилителя; 10 – кронштейн крепления бачка; 11 – маслоохладитель
Снятие
Установите автомобиль на подъемник.
Слейте рабочую жидкость из системы гидроусилителя.
Снимите передние колеса.
Выбейте контровочный шплинт гайки и съемником выпрессуйте палец шарового шарнира наконечника рулевой тяги из поворотного кулака.
В салоне отсоедините вал рулевого управления от рулевого механизма.
Поднимите автомобиль.
Снимите хомут крепления шланга высокого давления и отверните болт хомута крепления сливного шланга системы гидроусилителя.
Отсоедините передний глушитель.
Отверните болты крепления заднего кронштейна подвески коробки передач к подрамнику.
Установите под подрамник домкрат для коробок передач и отверните четыре болта крепления подрамника.
Штуцера трубопровода высокого давления и сливного трубопровода
Отсоедините от рулевого механизма штуцера трубопровода высокого давления и сливного трубопровода.
Штуцер шланга высокого давления насоса гидроусилителя
Опустите автомобиль и отсоедините штуцер шланга высокого давления от насоса гидроусилителя (в случае снятия шланга высокого давления).
Шланг высокого давления насоса гидроусилителя
Отсоедините шланг высокого давления и снимите его (в случае снятия шланга высокого давления).
Снимите бачок стеклоомывателя и два хомута крепления сливного трубопровода и шланга (при снятии сливного трубопровода).
Снимите зажим крепления сливного трубопровода, сливной трубопровод и шланг (при снятии сливного трубопровода и шланга).
Отверните два болта крепления в верхней части переднего бампера (при снятии сливного трубопровода).
Болт зажима крепления сливного трубопровода
Отверните болт (10 мм) зажима крепления сливного трубопровода (при снятии сливного трубопровода).
Отсоедините от шланга со стороны бачка насоса гидроусилителя и снимите сливной трубопровод (при выполнении работ на сливном трубопроводе).
Установка
Установите автомобиль на подъемник.
Вставьте сливной трубопровод в направлении от верхней части переднего бампера к его нижней части и заверните два болта крепления.
Установите сливной трубопровод и шланг, заверните болт хомута крепления и установите бачок (при установке сливного трубопровода и шланга).
Зажимы крепления сливного трубопровода
Присоедините сливной трубопровод к шлангу со стороны бачка гидроусилителя и со стороны сливного трубопровода и шланга, закрепите его зажимами (при установке сливного трубопровода).
Установите на место шланг и трубопровод высокого давления, присоедините их к насосу гидроусилителя (при установке шланга и трубопровода высокого давления).
Поднимите автомобиль.
Присоедините трубопровод высокого давления и сливной трубопровод к рулевому механизму.
Установите под подрамник домкрат для коробок передач, вверните и затяните четыре болта крепления подрамника.
Затяните болт хомута крепления трубопровода высокого давления и сливного трубопровода.
Закрепите задний кронштейн подвески коробки передач к подрамнику
Присоедините к двигателю передний глушитель.
Опустите автомобиль.
В салоне присоедините вал рулевого управления к рулевому механизму.
Затяните два болта крепления в верхней части переднего бампера (при установке трубопровода).
Присоедините наконечники рулевых тяг к поворотным кулакам.
Установите передние колеса.
Залейте рабочую жидкость в бачок насоса гидроусилителя.
Проверка технического состояния
Проверьте шланги на наличие трещин, перекручивая их руками.
Убедитесь, что шланги не касаются других деталей.
Заправка системы гидроусилителя рабочей жидкостью
Залейте жидкость в бачок насоса гидроусилителя до метки «MAX».
Домкратом поднимите переднюю часть автомобиля до вывешивания колес и поверните рулевое колесо от упора до упора пять-шесть раз со скоростью 13 мин-1, приводя в действие насос гидроусилителя, прокручивая двигатель стартером, но не запуская его.
Пустите двигатель на холостом ходу и несколько раз поворачивайте рулевое колесо от упора до упора в обе стороны до тех пор, пока в жидкости в бачке не будет воздушных пузырьков.
Заправка закончена, если жидкость не молочного цвета и ее уровень постоянно находится у метки «МАХ».
Внимание! Если уровень жидкости меняется при вращении рулевого колеса или происходит перелив жидкости из бачка при остановке двигателя, значит, воздух из системы удален не полностью. Необходимо повторить прокачку системы, как указано выше, поскольку наличие воздуха приводит к повышенному шуму при работе гидроусилителя и его преждевременному выходу из строя.
Насос гидроусилителя рулевого управления
Насос гидроусилителя: 1 – вал насоса с приводным шкивом; 2 – кольцо; 3 – детали штуцера; 4 – ротор; 5 – стопорный штифт; 6 – болты крепления; 7 – крышка; 8 – прокладка; 9 – кулачковое кольцо; 10 – лопатки; 11 – крышка; 12 – корпус насоса; 13 – всасывающий патрубок; 14 – болты крепления всасывающего патрубка
Насос гидроусилителя показан на рисунке. Он обеспечивает давление и циркуляцию рабочей жидкости в системе. На автомобилях Hyundai Getz установлен пластинчатый насос гидроусилителя. Пластинчатые насосы получили наибольшее распространение в гидросистемах рулевого управления легковых автомобилей благодаря их высокому КПД и низкой чувствительности к износу рабочих поверхностей. Насос крепится на двигателе, его привод осуществляется ременной передачей от коленчатого вала.
Снятие
Отсоедините от насоса шланг высокого давления.
Всасывающий шланг
Отсоедините всасывающий шланг от всасывающего трубопровода и слейте жидкость в приготовленную емкость.
Болт натяжения ремня привода насоса гидроусилителя
Ослабьте затяжку регулировочного болта натяжения ремня привода насоса гидроусилителя.
Снимите ремень привода со шкива насоса гидроусилителя.
Снимите насос гидроусилите