Кто должен уступать при перестроении, и кто будет виноват в ДТП? Советы аварийного комиссара
Правила перестроения. Виновники ДТП. Ответственность за нарушения ПДД
Выезд из занимаемой полосы необходим перед разворотом или поворотом, чтобы занять нужное положение на дороге. Необходим, чтобы объехать препятствие. При обгоне выезд с занимаемой полосы происходит дважды.
Все что нужно знать про перестроения ниже нам расскажет аварийный комиссар Иван из «Городской службы аварийных комиссаров Калининграда», чей ресурс с подобными материалами вы можете найти по адресу https://avariinyi-komissar.ru.
В ПДД п. 8.1, 8.4 прописаны ключевые моменты того, как должно происходить перестроение:
- Перед выполнением маневра автомобилист обязан удостовериться, что не создает помехи остальным участникам дорожного движения и не образует аварийную ситуацию.
- Обязан включить поворотник, тем самым предупредив остальных о предстоящем выполнении манёвра. При неисправном указателе поворота, свое намерение должен выразить жестом – рукой, вытянутой в сторону.
- До выезда из занимаемой полосы водитель обязуется пропустить тех, кто движется по той полосе, куда он намеревается выполнить перестроение.
- Во время перестроения двух машин одновременно, преимущество совершить маневр у машины, что движется справа.
Нюансы обоюдного перестроения
Обоюдное выезд из занимаемой полосы происходит, когда два автомобиля движущиеся в одном ряду намереваются выполнить данный маневр. В таком случае правила пункта 8.4 ПДД применить невозможно. Автомобилистам следует проанализировать обстановку на дороге.
Выгоднее положение у того, кто расположен сзади, потому что видит впереди транспортное средство и ему проще отследить его действия. А автомобилист спереди видеть дорожную обстановку сзади может лишь ориентируясь при помощи автомобильных зеркал. Чтобы избежать аварийной ситуации, автомобилю, который едет сзади достаточно сбавить скорость и уступить впереди движущемуся транспорту.
Также следует прислушаться к правилам п. 8.1 ПДД – при совершении перестроения не создавать аварийной ситуации и помех другим автомобилистам.
Взаимный выезд из занимаемой полосы
- В ПДД отдельно не прописывается, поэтому к нему применимы п. 8.1 и п. 8.4. Сложности возникают при выполнении.
- Если водитель №1 начинает перемещение с крайнего левого ряда, через центр в правый ряд, и в это же время совершается маневр водителем №2 с правого ряда в среднюю полосу, водитель №1 обязан уступить т.к. водитель №2 будет от него справа. По правилам ПДД преимущество у того, кто движется справа.
- В случае необходимости выезд из занимаемого ряда на многополосной дороге, автомобилист обязан контролировать каждый участок дороги, соблюдая закон «помеха справа», а поворотник включен до самого завершения маневра.
- Осторожным необходимо быть при перестроении перед перекрестком. Желательно заблаговременно завершить манёвр, чтобы не создать препятствий другим автомобилям, движущимся по перечной стороне. Если у автомобиля приближающийся с правой стороны главная дорога ему необходимо уступить.
Помеха справа
Закон «помеха справа» применим во время одновременного перестроения автомобилей. Закон не работает, если Водитель №1 движется в своем ряду, а водитель №2 собирается выполнить перестроение, Водитель №1 всегда имеет приоритет.
Преимущество при перестроении:
- У автомобиля, не меняющего вектор своего направления.
- У водителя справа при взаимных и одновременных перестроениях.
- При обоюдном перестроении уступит тот, кому легче предотвратить ДТП, не прибегая к экстренному торможению.
ДТП при выезде из занимаемого ряда
В правую полосу с левого ряда.
Выезд с левого ряда необходимо, например, чтобы выехать с дороги с круговым движением. Автомобилисты спешат, в следствии чего возможно столкновение. По правилам ПДД виновником будет тот, кто расположен дальше от правого края.
В левую полосу с правого ряда.
- Произойти транспортное происшествие может при совершении выезда в левый ряд с правой полосы, когда левая полоса не свободна для маневра.
- Виноват окажется водитель, совершавший выезд из занимаемой полосы, в правый ряд с левой полосы. Как регламентировано в ПДД автомобилист совершающий маневр, обязан дождаться, когда проедет транспортное средство слева.
Неоднозначные ситуации
- На многополосной дороге виноватого в аварии определить сложнее. А некоторые детали применены в пользу каждого из участников происшествия.
- Бывает, полос на дороге меньше, чем рядов из автомобилей. Автомобилисты в условиях постоянного маневрирования. При ДТП необходимо выявить в каком ряду двигались транспортные средства, определить кто из них перестраивающийся. Помогут, в данной сложной ситуации, запись видеорегистратора и очевидцы происшествия.
- Если происходит столкновение автомобилей, во время одновременного перестроения двух авто в одном ряду, выявлять виноватого в ДТП будут по различным составляющим. Анализ дистанции, скорости их движения, время включения поворотников.
- ДТП случилось при резком перестроении. Водитель со своего рядя резко переместился в другой, а водитель, ехавший в своем ряду, не успел вовремя затормозить. В данной ситуации чаще признают виновным автомобилиста, который не успел затормозить. Сотрудники ГИБДД могут решить, что владелец автомобиля не учитывал дистанцию, либо превышал скорость. Но по факту виноват автовладелец, совершавший маневр.
- Если автомобили движутся в параллель и начинают перемещение в среднюю полосу. Виноват окажется не уступивший автомобилю справа.
ДТП при обгоне
Виновен автомобилист совершающий обгон:
- не включил сигнал до начала маневра
- не убедился, что при обгоне движется встречный автомобиль
Виновен автомобилист обгоняемого автомобиля, когда создает помеху для совершения маневра:
- Если меняет направление в движении
- Увеличивает скорость
Для правильного установления виновника ДТП прибегают к записи видеорегистратора, проводят опрос свидетелей, назначается экспертиза.
Ответственность. КоАП
- При выезде с занимаемой полосы была превышена скорость – штраф от 500 до 5000 рублей или лишение водительского удостоверения до года, все зависит от скорости превышения относительно максимально допустимую. Ст. 12.9 КоАП
- При выезде из занимаемой полосы автомобилист длительный промежуток времени ехал по разметке. Штраф в размере 500 рублей. Ст. 12.16
- При невыполнении требования ПДД включить поворотник перед началом совершения маневра. Штраф в размере 500 рублей. Ст. 12.4 КоАП
- Предупреждение, либо штраф в размере 500 рублей Применимы к водителю, который создал помехи, тому у кого было преимущество. ч. 3 ст. 12.14 КоАП
- Потерпевшему возмещает ремонт разбитого транспортного средства страховое страховое агентство виновника. Если этих средств недостаточно, пострадавший имеет право направить иск виновнику о возмещении ущерба.
Штрафы при перестроении на перекрестке
- Во время затора автомобилист выехал на перекресток, тем самым создал помеху транспорту, который двигался в смежном направлении. Штраф в размере 1000 рублей. Ч.1 ст.12.13 КоАП
- При совершении перестроения автомобилист не уступил дорогу, водителю, у которого преимущество. Штраф в размере 1000 рублей. ч.2 ст.12.13 КоАП
Рекомендации для предотвращения риска ДТП
- В своей полосе придерживаться правее, это дает большей возможности для манёвра
- Ориентироваться на дорожную обстановку и на действия остальных участников на проезжей части.
- Заблаговременно с помощью зеркал удостовериться в безопасности выезда из занимаемой полосы.
- Совершать маневр как можно плавнее, без резких рывков. Таким образом можно предотвратить занос авто.
- Исключить перестроение в «мертвой зоне»
- Помнить про мотоциклистов, где не редко стерты понятия о скорости и безопасном интервале. Мотоциклисты могут появится неожиданно
- В ПДД запрещено перестроение при пересечении разметки, разделяющей потоки транспорта. Это может повлечь за собой штраф, а в некоторых случаях и лишение водительского удостоверения.
- Лучше всего заранее выбрать полосу для движения, более безопасной считается второй ряд от правой полосы. В первом ряду движение бывает затрудненно из-за припаркованных машин, канализационных люков, в правом ряду меньше пространства для совершения маневров, из-за появления пешеходов и прочих помех для движения.