Вытягивание кузова автомобиля

Вытягивание кузова автомобиля

Повреждение кузова при ДТП или неаккуратном вождении, к сожалению, не редкость. Некоторые дефекты можно устранить шлифовкой и покраской, а другие требуют более серьёзных методов для восстановления геометрии корпуса автомобиля. К таким процедурам относится вытягивание кузова.

Это восстановление исходной формы элементов путём воздействия на них в направлении обратном силе удара. Поэтому для выполнения качественного ремонта необходимо сначала понять логику повреждения — то есть как и куда пришёлся удар, вызвавший деформацию металла. Кроме того, важно правильно отследить изменения геометрии, чтобы при восстановлении вернуть всё к заводским параметрам.

Начинать ремонт кузова следует с возвращения на свои места всех силовых элементов, которые влияют на геометрию. Даже если некоторые из них нуждаются в замене, их всё равно необходимо вытянуть, чтобы вернуть первоначальные геометрические параметры. Это позволит восстановить точки крепления силовых элементов, чтобы впоследствии без проблем заменить их на новые.

Измерение геометрии кузова автомобиля

Провести восстановительные кузовные работы невозможно без возврата контрольных точек в исходное положение, которое было определено производителем. Для этого мастера используют разное измерительное оборудование, которое можно разделить на 5 видов:

  1. Линейки, рулетки, специальные циркули.
  2. Механические измерительные системы (универсальные).
  3. Специализированные системы измерения с креплением.
  4. Инструменты лазерного измерения.
  5. Электронные или компьютерные системы.

Мастера кузовного цеха могут пользоваться разными инструментами в зависимости от задач и условий измерения. В целом все измерения можно разделить на три группы:

  • Оценка расстояния между контрольными точками. Чаще всего такие замеры снимаются с помощью обычной рулетки или линейки. Полученные данные сравниваются с эталонными значениями (заявленными производителем).
  • Сравнительное измерение. Это универсальный и наиболее быстрый способ оценки изменений геометрии кузовных элементов. В этом случае сравниваются расстояния между симметричными точками на разных сторонах авто — повреждённой и неповреждённой.
  • Трёхмерное измерение. В этом случае вычисляется пространственное положение контрольных точек относительно базовых плоскостей. Здесь, как правило, применяется специализированное оборудование.

Точные измерения позволяют определить степень повреждений и построить план восстановления машины.

Большая часть контрольных точек — это отверстия, имеющиеся в разных структурных элементах кузова автомобиля. Их расположение зависит от модели машины. Обычно замеряют расстояние от центра до центра отверстий, которые находятся в разных сторонах авто, или же от края до края, если отверстия имеют больший диаметр, чем кончики измерительной линейки. Если есть необходимость, могут измеряться места крепления подвески, так как это влияет на развал-схождение. Также измерению подлежит положение колёс.

Правила вытягивания кузовных элементов

Как мы уже говорили, принцип вытягивания элементов кузова основывается на применении усилия в направлении, противоположном силе удара. Но этот процесс на самом деле сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Для восстановления исходных параметров деталей авто необходимо соблюдать определённые правила. Если не придерживаться их, провести качественный ремонт не получится.

На что стоит обращать внимание:

  • Во время вытягивания важно простукивать складки, появившиеся на металле при деформации. Сначала мастер вытягивает элемент, затем процесс приостанавливается для простукивания, а потом вытягивание возобновляется. Таким образом, складка разравнивается, а элемент восстанавливает свой первоначальный вид.
  • Метод вытягивания подразумевает использование такого приёма как «перетяжка». Это вытягивание элемента чуть сильнее, чем надо, с последующим его возвращением к исходному состоянию.
  • У штампованного металла есть свойство «памяти». Иначе говоря, все деформированные зоны кузова пребывают в напряжении. Мастер, выравнивания повреждения, должен распределить это напряжение, чтобы «помочь» металлу вернуться в изначальную форму.
  • Для устранения некоторых деформаций силовых элементов может применяться нагрев. Он позволяет сделать металл более податливым. Однако не рекомендуется использовать его на высокопрочной стали, так как нагревание значительно её ослабляет, что для силовых элементов недопустимо.
  • В некоторых случаях, когда невозможно разгладить складку, могут применяться надрезы. Если процедура выполнена профессионально, никаких негативных последствий для кузова она не несёт.

Инструменты для вытягивания кузова

Чтобы вытянуть кузов автомобиля, мастера используют разные способы и инструменты, в зависимости от типа повреждения.

Стапель

Стапель — это инструмент, который мастера кузовного ремонта используют для вытягивания силовых элементов кузова автомобиля. Он предназначен для жёсткого крепления и последующего вытягивания деформированного корпуса авто. Обычно автомобиль фиксируется за отбортовки порогов — это не позволяему двигаться в вместе с элементом, который будут вытягивать.

Для создания усилия стапели используют гидравлическую силовую установку, что позволяет воздействовать на деформации разного типа, в том числе сложные. Это оборудование обычно используется в профессиональных мастерских, так как представляет собой целую систему, в состав которой входят:

  • захваты;
  • цепи;
  • измерительные приборы;
  • споттеры и т.д.

Это даёт возможность вытягивать элементы кузова, используя направленное силовое воздействие, и точно дозировать нагрузку, подстраиваясь под тип и степень деформации.

1. Виды стапеля

Существует несколько видов стапелей, хотя действуют все они по одному принципу: повреждённый участок фиксируется в одной или нескольких точках, а затем с помощью динамического напряжения вытяжное устройство вытягивает деформацию, возвращая детали кузова первоначальный вид. Вытяжные механизмы бывать четырёх типов:

2. Подкатные стапели

Это универсальные стапели, которые подходят для работы с авто любого вида и грузоподъёмности. Их можно крепить без отбортовки порогов. К тому же для подкатных стапелей не требуется много места, поэтому их удобно использовать в условиях ограниченного пространства. Но у этого оборудования есть серьёзное ограничение — его не получится использовать, если у автомобиля наблюдаются нарушения кузовной геометрии, а потому популярность подкатных механизмов невысока.

3. Напольные стапели

Это довольно небольшое оборудование, которое часто используется в маленьких мастерских и в бытовых гаражных условиях. Рельсы, которые устанавливают на полу, могут использоваться и для других задач, что удобно для водителей, занимающихся ремонтом своих авто самостоятельно.

4. Рамные стапели

Это профессиональное оборудование, которое используется в профильных мастерских кузовного ремонта. В отличие от двух предыдущих видов, этот стапель имеет более сложную конструкцию. Высокая прочность и грузоподъёмность рамы позволяет фиксировать на ней разные автомобили, в том числе грузовые. Вытяжка возможна в диаметрально противоположные стороны, что даёт возможность работать с деформациями разного типа и сложности.

5. Платформенные стапели

Ещё один вид профессионального оборудования. Позволяет работать с автомобилями разных категорий, в том числе с рамными внедорожниками. Стапель имеет рельсы и въездной мост, на который авто затягивается с помощью лебёдок. Вся конструкция довольно габаритная, поэтому используется в профессиональных мастерских кузовного ремонта.

Гидравлическая стяжка

Гидравлическая рихтовочная стяжка действует подобно стапелям, но в обратном направлении — стягивает или сжимает элементы кузова с использованием гидравлического усиления.

Кузовные захваты

Это инструменты, которые используются для непосредственного крепления вытягивающего устройства к деформированной детали кузова автомобиля. Мастера используют разные виды захватов в зависимости от поставленных задач. Есть самозажимные модели, которые при увеличении силы вытягивания сильнее сжимаются, предотвращая выскальзывание элемента.

Устройство для вытягивания чашек амортизаторов

Правильность расположения чашек амортизаторов очень важно проверять после измерения геометрии кузова. Зачастую после ударов они смещаются. Если при измерении диагоналей действительно выявляются несоответствия, чашки необходимо вытянуть. Для этого используются специальные захваты

На что обратить внимание после вытягивания кузова

Вытягивание силовых элементов автомобиля — одна из наиболее сложных и ответственных задач при восстановительных работах. От правильности вытяжки зависит, как встанут кузовные панели. Если все силовые элементы были вытянуты правильно и возвращены к заводским параметрам, все места крепления будут там, где положено, и лицевые панели встанут как надо. При этом зазоры панелей кузова должны быть ровными и одинаковыми с обеих сторон.

Капот, двери, багажник должны открываться и закрываться свободно, без усилий, не цепляя соседние панели. Если на стыках элементов наблюдаются неравномерные зазоры, это говорит о том, что что-то было недотянуто или перетянуто. Соответственно, зазоры являются показателем правильности вытяжки кузова.

Оценка стоимости вытягивания кузова

Оценить стоимость вытяжки силовых элементов можно только после осмотра автомобиля. Не все силовые элементы видны при простом осмотре внешних деформаций, поэтому оценить степень повреждения можно только при детальном разборе в мастерской, со снятием части кузовных элементов. Однако предварительную оценку можно дать и по фото. Опыт мастеров позволяет предположить степень повреждений с учётом типа удара и видимых деформаций.

Дополнительные услуги: ремонт и покраска кузовных элементов

ДТП всегда сопровождается повреждением кузовных элементов. И если говорить о комплексном восстановлении авто, то оно, конечно, не ограничивается только вытяжкой силовых частей. Как правило, реставрации или замены требуют также наружные панели. Чаще всего страдают бамперы, крылья, двери, капот. Покраска кузова автомобиля при ремонте — обязательная часть работы. В зависимости от степени повреждений, восстановление ЛКП может быть частичным и полным.

KUTUZOVV — сервис кузовного ремонта в Москве

Наша мастерская специализируется на кузовном ремонте. Выполняем любые виды работ по восстановлению автомобилей, работаем с разными марками авто.

  • Профессиональное оборудование.
  • Сертифицированные мастера.
  • Итальянская покрасочная камера.
  • Гарантия на выполненные работы.

Ждём вас по адресу г. Москва, Краснобогатырская улица, 89, стр. 1. Возможна предварительная оценка работ по фото.