Периодичность замены масла в двигателе автомобиля
В целях обеспечения рабочего процесса, а также для выполнения защиты деталей и узлов двигателей внутреннего сгорания автомобилей применяется специальная смазочная жидкость, которая получила название моторное масло. Для качественной работы силового агрегата автомашины моторное масло должно осуществлять следующие ключевые функции:
- уменьшать силу трения между элементами мотора и как следствие предотвращать заклинивание за счет смазывания внутренних рабочих поверхностей;
- выполнять антикоррозийную и противозадирную защиту;
- осуществлять процесс охлаждения в местах соприкосновения элементом мотора в ходе рабочего процесса;
- выводить несгоревшее топливо из рабочей зоны;
- удалять в масляный фильтр появляющиеся металлические частицы.
В соответствии с возможностью применения того или иного вида моторного масла, оно подразделяется на соответствующие стандарты, допуски, классы. К основным таким классификаторам следует отнести:
- температурный режим эксплуатации;
- технические характеристики и тип силового агрегата (дизельный, бензиновый);
- основа для изготовления (синтетика, полусинтетика, минеральная);
- используемые в составе варианты присадок для формирования соответствующих характеристик.
Классификация моторной смазки
Для того чтобы правильно подобрать необходимую смазку для мотора в нашей стране наиболее распространенными считаются два вида классификация SAE и API.
1. Международная стандартизация SAE была выполнена Объединением автоинженеров (Society of Automotive Engineers). В основу такой классификации заложено разделение характеристик масла по параметрам вязкости (плотности) в зависимости от температуры внешней среды. Такая стандартизация подразумевает выделение трех типов смазочного материала в зависимости от режимов эксплуатации:
- Зимняя – данная смазка обеспечивает запуск и работу мотора при отрицательных температурах воздуха. Для обозначения данного типа используют символ «W», а минимальную температуру эксплуатации устанавливают минусованием показателя 35 от цифрового параметра.
- Летняя – указанный тип моторной смазки применяется в теплых условиях при температуре воздуха выше 0 градусов. При маркировке используют только цифровые показатели, при их возрастании увеличивается вязкость.
- Всесезонная – является самой распространенной смазывающей жидкостью. Применяются для круглогодичной эксплуатации, при маркировке используется двойное обозначение. Например, масло 10W40 может использоваться при температуре от – 25 (10-35) до + 40 градусов.
Классификация по API разработана Американским институтом топлива (American Petroleum Institute) и подразделяет моторные масла на возможность их применения в зависимости от типа мотора и комплекса присадок, обеспечивающих заданные характеристики.
Бензиновые двигатели грузовых и легковых автомобилей. Такие масла маркируются символом «S». Второй буквенный показатель указывает на основные характеристики данной смазки сформированными присадками. Наибольшее распространение в настоящее время получили следующие моторные жидкости:
- N – с невысоким содержанием фосфора, для автомашин с катализаторами.
- M – обладает повышенными показателями по износостойкости и способностью к окислению.
- L – с пониженной летучестью и увеличенным сроком службы.
- J – увеличенные качества против образования нагара и осадков.
Дизельные моторы грузовых и легковых автомашин. Обозначаются знаком «C». Вторая буква аналогично, как и в бензиновой квалификации указывает на параметры смазки. Кроме того, иногда применяются цифры 4 или 2, указывающие на тактность дизеля. Самыми распространенными в настоящий период являются следующие масла:
- I-4 – обладают низким содержанием серы и фосфора, используется в автомобилях с катализаторами.
- H-4 – предназначены для эксплуатации в высокооборотных дизелях.
- G-4 – высокие защитные параметры к образованию нагара и сажи.
Кроме указанных вариантов классификации, которые обозначаются на маркировке моторного масла, практически все ведущие автопроизводители используют собственные допуски, разрешающие применение данных смазок в силовых агрегатах автомобилей компании.
Различия моторных масел по основе изготовления
При разработке и последующем выпуске могут использоваться следующие основы для масел, к которым добавляются присадки возможным объемом до 25%:
- Минеральная – выпускается из натуральных компонентов природного происхождения, простая технология производства и потому имеют самую маленькую стоимость. Характеризуются небольшим сроком эксплуатации, быстрой потерей своих качеств и свойств, способно образовывать нагар на элементах мотора. Такое масло лучше использовать на возрастных автомобилях, а также на бюджетных машинах с небольшим годовым пробегом.
- Полусинтетическая – получается методом смешивания синтетических и минеральных основ (лучшая пропорция 70 к 30). Отличается низкой испаряемостью, качественными защитными показателями. Позволяет устранить основные недостатки минеральной смазки, а именно увеличивает период сохранения технологических качеств, снижает образование нагара. Располагает по сравнению синтетическим маслом более низкой ценой. Рекомендуется использовать в моторах автомобилей со средним пробегом.
- Синтетическая – получается в процессе химико-технологического синтезирующего цикла, поэтому в составе присутствуют только компоненты, не существующие в природном виде и обладающие уникальными свойствами. Такое масло характеризуется самыми высокими техническими параметрами и эксплуатационными данными, особенно хорошими противокоррозионными качествами. Сложный процесс производства формирует высокую стоимость данного масла. Лучше всего применять в высокооборотных моторах новых автомашин.
Выбор моторной смазки и стандартная периодичность замены
Зная характеристики двигателя автомобиля, классификацию масел по API и SAE, допуски автопроизводителя, а также определив тип основы можно подобрать моторное масло наиболее соответствующие данному силовому агрегату. При этом важно учитывать рекомендации автопроизводителя по использованию масла определенной компании, но это только в том случае если изготовитель не формируют собственные допуски.
Указанные допуски компании-производители автомобилей разрабатываются на основании сложных химико-технологических анализов и лабораторных исследований. Такие методы проводятся с целью изучения воздействие комплекса присадок или отдельной присадки на конструкционные материалы, используемые в двигателе. Дело в том, что обладая определенным химическим составом, одна присадка может давать положительные моменты в работе деталей двигателя установленного состава и вызывать коррозию и разрушения у элементов мотора изготовленных из других материалов.
Периодичность замены масла в моторе любого автомобиля закреплена действующими регламентами технического обслуживания. Для подавляющего количества автотранспортных средств такой период устанавливается от 10 до 15 тыс. км пробега для условий нормальной эксплуатации.
В последнее время целый ряд фирм производителей автомасел освоил выпуск моторной смазки с увеличенным сроком эксплуатации. Применять такой увеличенный период можно только в том случае, что у обозначенного масла есть допуск на эксплуатацию в двигателях определенной автомобильные фирмы с указанием конкретных моделей. Отсутствие такого допуска в случае использования может привести к негативным моментам для силового агрегата.
Факторы, снижающие срок службы моторного масла
Несмотря на то, что автопроизводители рекомендуют определенную периодичность смены моторного масла в двигателях автомобилей своей компании, опытные водители и специалисты автосервиса рекомендуют при эксплуатации автомашины в неблагоприятных условиях корректировать период смены моторной смазки.
К таким неблагоприятным условиям следует отнести:
1. Условия эксплуатации автомобиля.
Для того чтобы выполнить нормативный пробег между ТО 15 тыс. км автомобилю в городских условиях потребуется около 700 часов работы. При движении по загородным дорогам для выработки межсервисного пробега автомашине потребуется всего 200 часов. Разница во времени работы двигателя достигает практически четырехкратной величины. Это указывает на то, что при одинаковом пробеге в городском цикле моторное масло эксплуатировалось в четыре раза интенсивнее.
Такая увеличенная нагрузка однозначно привела к существенным снижениям технических характеристик смазочного материала. Кроме того, работа мотора в городских условиях связана с повышенной температурой и плохой вентиляции, что также является неблагоприятными факторами. Поэтому выбирая интервал замены масла в двигателе необходимо выполнять корректировку в зависимости от указанных условий эксплуатации автомобиля.
2. Регулярные короткие поездки.
Короткой следует считать поездку, за время которой двигатель автомобиля не успевает полностью прогреться. Это, например, поездки только на работу. За время стоянки автомашины между такими поездками в моторе возникает конденсат, который в дальнейшем смешиваясь с продуктами, возникающими от сгорания топлива, представляет кислотную смесь. Такая смесь разрушает структуру моторного масла и увеличивает коррозию деталей двигателя. Особенно опасны такие короткие передвижения в зимний период, как холодная и поврежденная смесью моторная смазка не выполняет качественно свои задачи, что сильно увеличивает износ силового агрегата.
3. Продолжительное движение с повышенной нагрузкой на двигатель.
Если автомобиль постоянно транспортирует прицеп, ездит с полной загрузкой или передвигается по пересеченной местности, то силовой агрегат автомашины работает продолжительное время на максимальной мощности. Такая эксплуатация приводит к более раннему окислению и изменению вязкости моторного масла, что негативно сказывается на работе двигателя.
Поэтому кроме правильного выбора моторного масла для двигателя автомобиля важно при определении периода замены учитывать условия эксплуатации.