Улучшение КПП с помощью выбора передаточных чисел

Масса технологий, используемых в тюнинге трансмиссии, прошли проверку в автоспорте. Для любого автомобиля особенно спортивного, трансмиссия является важнейшим механизмом в реализации динамических свойств силового агрегата. Правильно подобранные передаточные числа способны сделать быстрой машину с относительно слабым мотором на борту.

Применяемые в автоспорте коробки передач бывают синхронизированные (которыми оснащаются "дорожные" автомобили) и несинхронизированные (так называемые, кулачковые). Их также различают по принципу переключения:классические (Н-схема), секвентальные (последовательная смена передач, как у мотоциклов).

Автомобили, относящиеся к серьезному уровню подготовки, используют кулачковые КПП. Они характеризуются рядом преимуществ –способны выдерживать более высокие нагрузки (благодаря форме зуба и зацеплению шестерня-кулачковая муфта); требуют меньше времени на смену передач(достигается неполным выжимом сцепления либо вообще без выжима); исключают возможность разрушения синхронизаторов (которые попросту отсутствуют).

В то же время кулачковые КПП фактически непригодны для обычного дорожного передвижения, поскольку выдают достаточно много шума (из-за использования прямозубых зубчатых пар), имеют "жесткое" включение передач и обладают относительно малым ресурсом. Помимо того, они существенно дороже, нежели синхронизированные, и нуждаются в постоянном квалифицированном обслуживании.

От стандартных КПП синхронизированные отличаются только передаточными числами. Отдельные случаи (ВАЗ-2108, -2110) позволяют расширение до 6-й передачи. Согласованная работа трансмиссии обеспечивается правильным подбором передаточных соотношений главной пары редуктора, вала первичного, а также ведомых шестеренок вторичного вала. Подбор передаточных чисел осуществляется исходя из мощностных и моментных возможностей двигателя, размера его колес, а главное - от пожеланий обладателя автомобиля.

Под передаточным числом КПП понимают отношение количества зубьев на ведомой шестерне к числу зубцов на ведущей шестерне. С увеличением этого числа передача становится "короче" и "мощнее", иными словами, мотор способен быстро выкручивать необходимое количество оборотов.Скорость набирается также стремительно, необходимо лишь часто менять передачи. Это отражается лишь на определенном снижении максимальной скорости используемой передачи.

Разгонную динамику автомобиля, как правило, повышают изменением передаточного соотношения главной пары редуктора. Переднеприводные модели и машины "10-го" семейства ВАЗ с завода оснащаются парами с передаточными числами 3,7-3,9. Сложно поверить, но главная пара 4,1 либо 4,3 способна сделать из стандартной "восьмерки" авто с пушечной динамикой. В качестве примера можно взять езду на ВАЗ-2108 с движком 1,3 и главной парой 4,5. Появляется ощущение, будто под капот помещено что-то дикое и могучее, и явно не ВАЗовское. Хоть водителю чаще приходиться перебирать рычагом КП, но зато при любом маневре и на светофоре автомобиль - первый. В спортивной технике шестеренки используются более "экстримальнее" - 4,7; а накроссовиках - вовсе 5,1.

Продолжая разговор о "перебирании рычагом", стоит выделить специальные тюнинговые ряды передач. Хозяевам "восьмерок" наверняка известно, что даже при сильной выкрутке двигателя на 1-й передаче, в переходе на 2-ю обороты резко снижаются, падает и динамика. Это обусловлено слишком большим разрывом меж передаточными числами 1-2 скоростей.

Тюнинговые ряды способны обеспечивать равномерный разгон машины на всех передачах. На фоне "стандарта" первая скорость слегка "понижена". Хоть это приводит к ухудшению динамики, но зато передача получается более "длинной". Вторая ступень выходит приближенной к первой, предотвращая ощутимый "провал"известный по переднеприводнымВАЗам. Скорости 3-я и 5-я –аналогичные со "стандартом". Четвертая подобна третьей, а шестая - пятой.

В авто спорте не мало важным моментом является максимально четкое и быстрое включение определенной передачи. На спортивных авто ВАЗ-2108 использование жесткой страховочной тяги давно стало нормой. Она соединяет корпус КПП с точкой закрепления рычага переключения. "Страховкой" обеспечивается их взаимная неподвижность с одновременным предотвращением самопроизвольного "выбивания" передачи в случае резкой смены тяги мотора или при ударных(прыжковых) нагрузках на кузов и подвеску.

Операция следующая. Корпус шаровой опоры рычага КП в базовом исполнении на переднеприводных ВАЗ жестко закреплен на кузове автомобиля, поэтому необходимо в кузове просверлить отверстие. В него помещают корпус шаровой опоры, а затем соединяют с кузовом резиновыми подушками. Снизу шаровой опоры ставится тяга, второй ее конец соединяют с корпусом КПП.

Поделитесь с друзьями!

Все марки