Работа двигателя в машине возможна только с условием нормального охлаждения, которое происходит благодаря антифризу. Но возможны случаи увеличения температуры тосола до критического уровня, когда жидкость начинает кипеть. Нельзя игнорировать эту ситуацию, поскольку закипание может в дальнейшем привести очень к дорогому ремонту авто.
Содержание:
Причины закипания
Есть много причин закипания охлаждающей жидкости (ОЖ), чаще всего это случается из-за:
- выхода из строя термостата;
- недостаточного количества тосола в бачке;
- сломанного вентилятора охладительной системы;
- загрязненного радиатора;
- антифриза плохого качества.
В любом из этих случаев тосол не успевает остыть. Температура жидкости постепенно повышается и при показателе более 120 градусов происходит закипание.
Внимание: В основе тосола находится этиленгликоль — это вещество относится к группе спиртов. Именно этиленгликоль не дает антифризу замерзнуть при низких температурах. Во время кипения начинает происходить его испарение, причем пары очень ядовиты и представляют большую опасность для организма.
Недостаточное количество тосола в бачке
Во время закипания проверьте количество тосола в бачке. Во время обнаружения нехватки антифриза с учетом ситуации необходимы следующие действия:
- Если тосол добавлен недавно, но его уровень уже сильно понизился, вначале нужно осмотреть бачок на наличие протечек. После нужно проверить патрубки и участки соединений. Если участок протечки определен, но ремонт по определенным причинам невозможен, требуется вызов эвакуатора для перевозки машины на станцию обслуживания.
- Если тосол давно не добавляли, надо добавить жидкость до требуемого уровня.
Нужно не забывать, что тосол имеет определенный срок годности и во время продолжительной работы изменяется состав. Эту жидкость нужно менять.
Чрезмерное давление
Высокое давление провоцирует образование пара охлаждающей жидкости, который начинает появляться из-под капота. Во время этой неисправности температурные датчики будут показывать нормальное состояние, но антифриз будет быстро испаряться.
Установка новой крышки бачка сможет помочь исправить эту поломку, но приобретать уже желательно современные изделия с усиленным клапаном выпуска с установленным датчиком давления.
Выход из строя термостата
Термостат регулирует температуру тосола. Он отвечает за нагрев двигателя и сохраняет требуемый температурный режим для нормальной работы.
Тосол в охладительной системе проходит по нескольким контурам. Во время выхода из строя термостата клапан переклинивает, и он находится в одном положении. Так большой контур является нерабочим. Вся жидкость протекает лишь по малому кругу и не успевает остыть.
Узнать, что о поломке термостата можно так:
- Выключите зажигание.
- Отыщите патрубки и аккуратно потрогайте руками. Если патрубок, который подсоединен к радиатору, имеет более высокую температуру, в отличие от остальных, то термостат поломан.
Если поломка случилась в населенном пункте, необходимо добраться до СТО и выполнить замену термостата. Иначе необходимо осторожно продолжить передвижение, регулярно (каждые 9-10 км) добавляя воду в бак. Наливать ее можно лишь, когда двигатель остыл. Так можно доехать до станции обслуживания и установить новый термостат.
Воздушные пробки
После добавления тосола или во время подсоса воздуха в некоторых случаях появляются воздушные пробки, которые затрудняют циркуляцию антифриза.
Пробки можно вывести из системы, если с помощником заехать на небольшую возвышенность передом так, чтобы радиатор находился в самой верхней точке. Затем необходимо открутить пробку радиатора, включить зажигание, нажать на патрубки охладительной системы до избавления от пробок. Причем напарник обязан интенсивно газовать. После надо добавить не хватающее количество охлаждающей жидкости.
Неправильная работа радиатора
Радиатор может не работать в 3 случаях:
- Если сломан вентилятор охладительной системы, то он не может сам охладить тосол до требуемой температуры. Узнать, что сломан вентилятор можно по слуху. Если вентилятор сломан, то двигатель во время работы практически не шумит.
- Радиатор забивается мусором, и в шлангах образуются засоры. Циркуляция жидкости значительно замедляется (либо полностью завершается). Температура тосола увеличивается, и он начинает кипеть.
- На радиаторных шлангах постепенно образуется накипь, что снижает их теплопроводность. Со временем количество забившихся шланг увеличивается (во время заливки ОЖ плохого качества это может происходить очень быстро), и снижается охлаждение антифриза.
В любом из этих случаев можно двигаться дальше, но с периодическими остановками (каждые 9-10 км).
Антифриз плохого качества
Во время добавления некачественной охлаждающей жидкости сильно страдает помпа, которая со временем ржавеет, начинают появляться смолистые налеты.
Вследствие этого крыльчатка помпы недостаточно быстро вращается либо полностью останавливается. Тосол перестает циркулировать, перегревается и закипает.
Помимо этого, антифриз плохого качества может разъесть крыльчатку. Отмечались случаи, когда жидкость вызывала сильную коррозию помпы и разъедала крыльчатку за неделю. В этих случаях вал помпы может вращаться, но уже без крыльчатки. Давление в охладительной системе снижается, тосол перестает циркулировать и происходит закипание.
Эксплуатация авто с поломанной помпой практически все время приводит к серьезным проблемам в двигателе. Потому при этой поломке необходимо автомобиль буксировать либо вызвать эвакуатор.
Способы ремонта
Чтобы узнать, что двигатель перегрелся, нужно посмотреть на датчик температуры. Если температура выше допустимой нормы, надо быстро остановиться около обочины и выключить мотор.
В определенных моделях автомобилей мотор может продолжать работу после его отключения. Это аварийный режим, необходимо переключиться на первую передачу, нажать тормоз и резко бросить сцепление. Это отрицательно скажется на диске сцепления, но не допустит серьезных поломок двигателя.
Откройте капот машины, за счет этого двигатель остынет гораздо быстрее. На этом экстренная помощь для перегревшегося двигателя закончена. После этого многие владельцы автомобилей совершают серьезные ошибки:
- Для начала нельзя тут же откручивать крышку бачка. Поскольку закипание проходит в блоке цилиндров, то при открытом бачке это может вызвать довольно сильный выброс горячего тосола, это приведет к ожогам.
- Также не стоит заливать перегревшийся двигатель водой. Резкое изменение температуры практически все время провоцирует разрушение блока цилиндров и в таком случае потребуется дорогой ремонт автомобиля.
Не нужно предпринимать каких-то действий, пока кипение не завершится. Лишь затем можно через тряпку осторожно выкрутить крышку бака, сбросив при этом чрезмерное давление. Если антифриза в баке недостаточно, то залейте его до требуемого уровня, причем постарайтесь не попадать на головку цилиндров.
Включите зажигание и проследите за температурой нагревания тосола. Если температура увеличивается очень быстро, то последующее передвижение до станции возможно лишь с помощью буксировки. Если температура увеличивается постепенно, то можно потихоньку доехать до СТО, причем нужно стараться не перегружать двигатель и ехать на низких оборотах.
Возможные последствия
Во время закипания тосола двигатель начинает перегреваться. Специалисты выделяют несколько уровней перегрева.
Слабое перегревание двигателя происходит, если мотор работает с закипевшим тосолом не больше 5 минут. Значительных повреждений за такое время, вероятней всего, не случится.
При среднем перегреве мотор может работать с кипящим тосолом до 20 минут. Причем отмечаются следующие последствия:
- начинают разрываться трубки охладительной системы, и происходит утечка горячего тосола;
- возникает протечка в радиаторе;
- разрушаются сальники, и появляется протечка масла;
- кольца поршней подвержены сильной усадке, в результате этого расход масла значительно увеличивается.
Во время сильного перегрева мотор в автомобиле может взорваться. Даже если это не случилось, то последствия перегрева будут очень серьезными:
- происходит деформация головок цилиндра;
- расплавляются поршни;
- трескаются клапаны;
- перегородки поршневых колец разрушаются;
- уплотнитель цилиндрического блока сгорает.
Заключение
Вероятность закипания охладительной жидкости зависит от множества причин. Некоторые поломки можно просто исправить, а некоторые потребуют серьезного ремонта. Так или иначе, необходимо не допускать перегревания двигателя. Чем быстрее заметить закипание тосола, тем проще избежать неприятных последствий.