Проверка работоспособности парктроника своими руками
В суровых реалиях нехватки парковочных мест, система парктроника становится незаменимым помощником для водителя. Статья подробно опишет принцип работы датчика парковки, причины неисправности, основные способы проверки. В конце статьи будет дана рекомендация по ремонту и замене этого устройства.
Содержание:
Назначение и принцип работы
Основное назначение датчика парктроника заключается в определении расстояния до ближайших объектов. Существует 2 разновидности этого устройства:
- Ультразвуковые. Датчик создает ультразвуковой импульс, который при отражении от ближайшего объекта возвращается обратно. Электронный блок считывает скорость возврата и на основе этих данных определяет расстояние;
- Электромагнитные. Работают по тому же принципу. Отличается тем, что вместо ультразвука, датчиком создается магнитное поле, которое взаимодействует с объектом и отражается от него. Подобные датчики чаще всего ленточные.
Также, устройства могут быть проводными и беспроводными. В зависимости от способа подключения излучателя, датчики могут иметь несколько различных неисправностей, которые будут описаны далее.
Причины поломки
Предвестниками поломки датчика парковки часто становятся мелкие нарушения в его работе. Из основных можно выделить:
- Общее отключение радара. Часто связано с проблемами в проводке или главном блоке управления;
- Отключение одного из датчиков системы.;
- Неправильное определение расстояния;
- Появление уведомления на приборной панели: Е1 или Park Assist Service Requ 106.
Список неисправностей парковочного радара может быть очень широким. Все зависит от манеры вождения, погодных и дорожных условий. К основным неисправностям можно отнести:
- Окисление, обрыв, короткое замыкание проводки;
- Внутренняя поломка электронной начинки;
- Поломка нескольких датчиков в результате механического повреждения (удар);
- Перекос устройства после удара (характерно для беспроводных датчиков);
- Попадание грязи;
- Нарушение метода окрашивания при ремонте бампера.
Еще одним нарушением в работе может быть банальный брак радара или его составных частей. В этом случае придется просто провести замену на оригинальные и качественные модели.
Способы проверки
Проверить датчик парктроника самостоятельно не составит труда. Для этого существует несколько методов, каждый из которых будет подробно описан далее.
Руками
Это самый простой способ проверки, который требует привлечение помощника. Диагностика осуществляется следующим образом:
- Очистить все датчики от грязи;
- Запустить мотор и включить заднюю скорость;
- Прикоснуться пальцем к каждому датчику.
На работоспособность устройства укажут прерывистые щелчки. Их частота составляет от 5 до 15 в секунду. Также, при прикосновении можно почувствовать вибрацию. Таким образом требуется проверить все датчики системы: на переднем и заднем бампере. В ходе проверки, задача помощника заключается в визуальном контроле реакции электронного модуля на каждое прикосновение. Этот способ, поможет определить отдельный неисправный элемент.
Мультиметром
Проверка при помощи мультиметра самая точная. Для диагностики понадобится тестер с режимом замера электрического сопротивления. Далее необходимо:
- Демонтировать устройство;
- Установить мультиметр в режим измерения сопротивления;
- Красный измерительный щуп соединить с контактом «1» который является «+»;
- Черный измерительный щуп соединить с контактом «2», который на трех контактных элементах является сигнальным, а на двух контактных «минусом»;
- Сопротивление в этом положении должно составлять 0,5 МОм.
Если деталь трех контактная, проверка проводится далее:
- Красный измерительный щуп остается соединенным с контактом «1»;
- Черный щуп соединяется с контактом «3»;
- Сопротивление должно быть не менее 2-40 кОм;
- Теперь красный щуп соединяется с контактом «2»;
- Черный измерительный щуп соединяется с контактом «3»;
- В этом положении сопротивление должно варьироваться от 2 до 40 кОм.
Если все детали прошли проверку на сопротивление, необходимо проверить входящее напряжение. Для этого необходимо:
- Перевести мультиметр в режим замера постоянного напряжения;
- Завести двигатель и включить заднюю передачу («1» передачу, при проверке передних датчиков);
- Красный измерительный щуп соединить с клеммой «1» входного разъема;
- Черный измерительный щуп соединить с клеммой «2», двух контактного разъема. Если разъем трех контактный, черный щуп соединяется с клеммой «3».
Рабочее напряжение датчика должно составлять 3-6 вольт. Если напряжение отсутствует, стоит проверить проводку на обрыв или окисление контактов на электронном блоке.
Смартфоном
Современные смартфоны также можно использовать для диагностики работы датчиков парктроника. Для проверки необходимо скачать и установить приложение «Анализатор звукового спектра» можно использовать обычный диктофон, но с подобной функцией. Далее необходимо:
- Завести мотор и включить ведущую передачу;
- Поднести смартфон с включенным приложением в зону действия датчика.
Звуковой сигнал от каждого датчика записывается не менее 30 секунд. Приложение покажет частоту звуковых колебаний, даст возможность услышать их. Таким образом, требуется записать работу каждого устройства. Отсутствие звуковой дорожки укажет на неисправность одного или нескольких элементов системы.
С помощью пьезоэлемента
Каждый наружный элемент парковочного радара является пьезоэлементом. Подобная конструкция позволяет вырабатывать электрическое напряжение при воздействии даже мелких вибраций. Для подобной диагностики понадобится исправный сторонний датчик и несколько светодиодов. Далее необходимо:
- Диоды припаять к выводам с соблюдением полярности;
- Завести мотор и включить ведущую передачу;
- Прижать к проверяемому датчику заготовку.
Наличие вибрации спровоцирует реакцию собранного для проверки устройства. На нем возникнет электрическое напряжение и светодиоды загорятся. Если этого не произошло, элемент на автомобиле можно считать неисправным.
Электронная диагностика
Более сложную, но эффективную проверку можно провести при помощи специального оборудования. В сервисных центрах используют специальный прибор – электронный сканер. Он в своей принципиальной схеме имеет чип модели ELM327 или KW680. В дополнение к сканеру потребуется скачать на смартфон приложение ELM Config. Далее требуется подключить разъем сканера к диагностическому разъему автомобиля и запустить проверку. После завершения сканирования необходимо войти во вкладку «PAM». На наличие неисправности укажет:
- Общие ошибки в работе, связанные с электрической частью системы: P0, P2, P3, U0;
- Специфические ошибки, связанные с работой электронного блока: P1, P4, U1.
Подобную диагностику лучше проводить под присмотром специалиста. Лучше не вмешиваться в настройки сканера во время проверки. Это может привести к возникновению дополнительных неисправностей и не только в системе парковочного радара.
Ремонт и замена
Отремонтировать датчик самостоятельно очень невозможно, для этого требуются знания в электротехнике. При повреждении пьезоэлектрического кристалла, восстановить его не получится. Самостоятельную замену провести проще. Для начала необходимо подобрать совместимый аналог поврежденного элемента. Далее требуется:
- Нанести на датчик специальный раствор, который помогает отсоединить корпус датчика от заводского клея или герметика;
- Пальцем надавить на датчик с внутренней стороны и выдавить его наружу;
- Разъединить электрический штекер питания;
- Совместить штекер нового датчика с гнездом электрического кабеля питания;
- Вставить новый элемент в штатное отверстие.
После необходимо включить зажигание и дать бортовому компьютеру считать новое устройство и настроить его.
Заключение
Датчики – радары парковочной системы надежные устройства. Ломаются они только при недостаточном контроле их состояния. Стоит следить за качеством соединения штекеров питания. При любых повреждениях, необходимо изолировать штекер при помощи герметика. Внешнюю сторону датчиков нужно очищать от грязи перед каждым выездом автомобиля.