Проверка исправности шаровой опоры своими руками
Один из важных элементов автомобиля – шаровая опора. Ее предназначение – соединить поворотный кулак с рычагом (статичные части подвески), чтобы те стали подвижными. По факту действие шаровой практически идентично с обычным подшипником. Существует особая конструкция автомобильных подвесок с многорычажной системой, где вместо одной установлены сразу две опоры. Правда, это никак не влияет на способ их проверки.
Важный элемент прибора – узел, требующийся автомобилю для поворотов. По-простому, без шаровой опоры транспортное средство сможет передвигаться исключительно по прямой. Как и любая другая деталь машины, периодически она выходит из строя. Опытные автомобилисты стараются не допустить, чтобы это произошло посреди проезжей части, и часто просто-так проверяют исправность шаровой. Главное – знать, как именно это сделать самостоятельно.
Содержание:
- Правильная проверка
- Как проверить без подъемника
- Проверка нижней шаровой опоры
- Проверяем пыльник опоры
- Проверка новой опоры на исправность
- Когда проверять
- Вывод
- Видео
Правильная проверка
На практике изнашивание шаровой опоры выглядит, как небольшой люфт, появляющийся между корпусом автомобиля и наконечником пальца. Со временем он расширяется, влияя на управление. Зазора быть не должно, но есть несколько базовых причин его появления:
- износ конструкции;
- недостаточно смазки;
- повреждается пыльник;
- частое быстрое передвижение по ухабистым дорогам.
Конечно же, постоянно проверять шаровую опору не нужно, но есть несколько моментов, свидетельствующих о ее возможной неисправности.
- На небольшой скорости по неровному дорожному полотну из-под днища отчетливо слышен приглушенный стук.
- По прямой авто перестает двигаться устойчиво, виляя передними колесами.
- Заходя на поворот, приходиться приложить усилие, чтобы вывернуть руль в нужную сторону. При этом проявляется характерный скрип.
- Неравномерный износ покрышек.
Теперь рассмотрим последовательность действий при самостоятельной проверки исправности автодетали. Чтобы диагностировать состояние поворотного кулака и вращательной опоры, необходимо понимать принцип их действия. Это поможет наглядно определить неисправность.
Проверить состояние шаровой опоры можно по-разному. Первый вариант – наглядно оценить ее состояние. Если есть видимые трещины, деталь придется заменить новой. Иначе придется посетить эстакаду, подъемник.
Другой способ – залезть под днище машины, потолкать колесо в разные стороны. Есть люфт – присутствует проблема. Более опытные автомобилисты используют монтировку. Эту деталь нужно разместить между опорой и рычагом, затем приложить усилия, чтобы отжать ее вверх.
Еще один вариант – снять опору, зажать ее тисками, только потом посмотреть, есть ли люфт осевой, пальца. Если последний элемент шевелиться без особого усилия – пришла пора замены шаровой опоры
Внимание! Опытные автомобилисты легко справятся с подобной работой. Новичкам лучше воспользоваться помощью профессиональных сотрудников СТО.
Как проверить без подъемника
Понятно, что наглядно оценить исправность всех элементов машины под капотом, легче в яме. Но не всегда есть время, возможность туда попасть. Тогда оценка состояния шаровой производиться другими методами.
- Угол развала. Шаровая опора непосредственно влияет на угол развала колес авто. Если деталь износилась или сломалась, колесо начнет вилять или заваливаться на сторону. Чтобы увидеть это своими глазами, достаточно посмотреть на машину спереди. Если все нормально, колеса будут размещены ровно, если есть дефекты – под углом. Для оценки понимания важности – если в тефлоновой обойме шарик работает с люфтом 1 мм, угол наклона колеса составит 1 градус, его смещение по вертикали – 1,5 см.
- Механическое воздействие. Открыть капот транспортного средства, разместить руку на чашке стойки, после постепенно раскачать кузов. Если наблюдаются удары, отдающиеся импульсами в руку – подвеска гарантировано неисправна, износилась или попросту в конструкции присутствует брак.
- Поднять колесо. Воспользоваться домкратом, поднять то колесо, где хочется проверить шаровую опору, до свободного состояния. Для собственной безопасности на время осмотра поставить под него упор. Взяться за колесо двумя руками сверху и снизу, постараться раскачать его в горизонтальной плоскости. Если послышится стук, станет заметным люфт – проблемы с шаровой точно есть.
- Монтажная лопатка. В положении поднятого домкратом колеса, снять его. Туда, где к поворотному кулаку крепится рычаг, приложить тупой конец монтажной лопатки. Путем сначала легкого нажима проверить наличие зазора. Пыльник целый, отверстие не появляется – опора исправна, еще 10-15 тыс. км с ней можно проехать.
Факт! Легче всего проверить состояние шаровой при замене шин автомобиля на летний, зимний вариант. Пока авто подвешено, можно без особых усилий определить состояние опоры, пыльника, оценить наличие люфта.
Проверка нижней шаровой опоры
Для определения исправности нижней шаровой придется воспользоваться монтировкой. Авто проверяется в поднятом состоянии, потому потребуется подъемник или эстакада. Так диагностика будет более качественной, быстрой. Работа состоит из нескольких последовательных шагов.
- Если проверка производится на эстакаде нужно обязательно активировать ручной тормоз. На яме придется вывесить то колесо, где пришла пора осмотреть шаровую.
- Положить плоский конец монтировки между рычагом опоры и цапфой. Манипуляция производится максимально аккуратно, чтобы не повредить пыльник.
- Чтобы разгрузить шарнир, а потом вернуть его на место, медленно продвинуть монтировку движениями вверх-вниз.
Если скрипа нет, люфт отсутствует – шаровая опора исправна. Нетипичные звуки или видимый зазор – первое свидетельство неисправности узла.
Проверяем пыльник опоры
Оценить состояние пыльника механическим способом самостоятельно довольно проблематично. Конструктивно он расположен так, чтобы пыль, мусор, грязь и вода ему не мешали функционировать. Но иногда пыльник повреждается из-за механического воздействия человека, работающего с подвеской. Еще одна причина – естественное пересыхание резины с годами. При таком исходе даже небольшая трещинка очень быстро превращается в огромную брешь. Периодическая оценка состояния пыльника – залог спокойного использования автомобиля.
Первое, что нужно сделать – посмотреть нет ли в пыльнике мусора, достаточно ли смазки. Если имеется даже небольшая трещинка корпуса, элемент сразу же меняется, иначе базовый ресурс (срок годности) шаровой резко начнет сокращаться.
Важно! При замене элемента его обязательно нужно хорошо набить смазочным материалом.
Следующий вариант проверки пыльника подойдет для тех автомобилей, где шаровая установлена вертикально (ее палец направлен вверх). Как итог, вода, попадающая сверху через уплотнение сальника, остается внутри опоры, словно в сосуде. Обычно на таких машинах добраться до шаровой самостоятельно очень проблематично или даже невозможно.
Решение – достаточно воспользоваться обычным 10-кубовым медицинским шприцом. Набираем 3 кубика масла, втыкаем иголку в верхнюю часть пыльника и впрыскиваем внутрь содержимое шприца. Теперь проверяем работу шаровой: если стук стал тише, исчез вообще – шаровая износилась, потребуется ее экстренная замена. Не нужно переживать из-за оставшейся дырки от иголки – она настолько маленькая что-то через нее внутрь не просочится ничего лишнего.
Проверка новой опоры на исправность
К сожалению автовладельцев, нынешняя реальность такова, что не только старые детали автомобиля становятся непригодными. Качество у новых, только выпущенных элементов настолько низкое, что приходится проверять их работоспособность еще накануне покупки. Новые шаровые опоры – не исключение.
Факт! Особенно часто это утверждение касается бюджетных вариантов, изготовленных в Китае.
Итог – перед покупкой элемента нужно сразу оценить его состояние. Для этого опытным автомобилистам достаточно провести визуальный осмотр.
Самый простой способ – повертеть деталь, перевернуть ее пальцем вниз. Если тот его конец, что смотрит при переворачивании вниз, под собственным весом начнет опускаться или вообще выпадет из гнезда, шаровая неисправна. Даже если пока люфта нет, он быстро появится. Еще один способ – просто подергать палец. Люфта быть не должно, как и плавности процесса (перемещение возможно только при нажиме).
Частый признак неисправности новых шаровых опор – место под тавотницу или ее наличие. Сейчас эта деталь – пережиток прошлого, потому у оригинальных, качественных шаровых этой детали нет.
Важно! Тавотница – пресс-масленка. Причина такого наименования – смазочное масло. Раньше автомобилисты именовали его тавотом, потому тавотница – элемент, требующийся для подачи масла.
Еще одна важная деталь – целостность корпуса пыльника. На нем не должно быть мелких трещин, повреждений. Внутри в новом элементе находится обильное количество смазки. Если его нет, покупателю придется самостоятельно заполнить пустое пространство перед установкой шаровой.
Когда проверять
Как именно проверять состояние шаровой – понятно, но с какой периодичностью лучше выполнять э процедуру. Ведь невозможно после каждого использования автомобиля заглядывать под его кузов. Все зависит от местности, где используется машина. Если дороги хорошие, без глубоких ям и большого количества грязи, контрольная проверка производится каждые 100 тыс. км пробега. В местности с бездорожьем шаровые опоры, как и саму подвеску, проверяют гораздо чаще – через каждые 20 тыс. км пробега.
Очередное «но», влияющее на износ описываемых деталей, скорость их возможной замены – стиль вождения транспортным средством, высота профиля покрышек. Если последний параметр низкий, срок эксплуатации шаровой автоматически снижается. Причина – колеса слабо гасят удары об различные неровности дороги. Появляющиеся сильные вибрации автоматом передаются элементам подвески. В среднем нормальная шаровая опора должна исправно работать до 90 тыс. км пробега. На низком профиле будет очень хорошо, если этот параметр достигнет 35 тыс. км.
Внимание! Если шаровая уже сломалась, автомобиль перестал поворачивать – сразу же остановитесь, вызывайте эвакуатор. Те, кто решат как-нибудь потихонечку дотянуть до СТО, столкнуться с более глобальными, дорогостоящими проблемами, чем банальная замена шаровой.
Вывод
Есть несколько способов, как оценить состояние шаровой опоры, не дожидаясь ее поломки. Наверняка определить не получается (часто новичкам)? Лучше воспользоваться услугами профессионалов СТО. Для наглядности будет полезно посмотреть на примеры оценки работоспособности узла по видео.