Первый серийный автомобиль без кузова – Ariel Atom, изначально разрабатывавшийся как легкий спортивный автомобиль, откуда возникло его первое название «LSC (Light Sports Car)». Все началось в 1996 году, когда студент университета Coventry University создает дипломный проект этой машины и успешно защищает его лектору Simon Saunders.
Лектор удивленный совершенством проекта предлагает студенту Nick Smart выпускать описанный автомобиль силами его собственной компании Solocrest Ltd. В это же время подготовили прототип, представленный публике. В 1998 году выкуплены права старой автомобильной компании Ariel, а прошлая компания переименована в Ariel Motors Ltd. В 2000 году выпущен первый серийный экземпляр.
Что это вообще такое
Визуально это чисто спортивная машина, картинг, либо своеобразная модель Формулы-1. Да, здесь нет кузова, только экзоскелет или если хотите рама, к которой крепятся стеклопластиковые дизайнерские панели.
Цель отражается в названии – создать легкий автомобиль, который будет достигать внушительной скорости за счет веса. Цель достигнута, некоторые версии благодаря низкому весу показывают динамику легендарных гиперкаров, а некоторое время машина держала топ Нюрбургринга – 1:29 минуты.
Новому игроку на спортивном рынке помогали различные производители. Большой вклад внес Lotus, создав подвеску Ariel Atom, которую можно самостоятельно настроить гаечным ключом. Выходили различные версии, характеристики которых отличаются, включая подвеску.
Первая машина
В 2000 году вышла первая модель, весом 750 килограмм. Она двигалась за счет 1,8-литрового двигателя Rover, выдающего от 120 до 190 лошадиных сил по желанию покупателя. В пару мотору шла 5-ступенчатая механика.
Atom 2
В 2003 году из-за банкротства компании Rover производитель обратился к Honda. В итоге новая модель со старым дизайном снастилась мотором и 6-ступенчатой КПП от Civic Type-R. Это 2-литровый двигатель K20A, выдающий от 160 до 300 лошадиных сил, опять же в зависимости от пожеланий покупателя.
Самая мощная модификация второго Атома разгоняла машину до сотни за 3 секунд, имея 225 км/ч максимальной скорости. С этого момента компания стала известной, так как приняла участие в программе Top Gear. В 2006 году для рынка США стали делать отдельную машину, оснащенную мотором GM Ecotec 2-литрового объема.
Размеры машины:
- длина – 3410 мм;
- ширина – 1798 мм;
- высота – 1195 мм;
- колесная база – 2345 мм;
- клиренс – 89 мм.
Атом 3
В 2007 году компания сменила конструкции автомобиля, снастив его новым двигателем Honda 2-литрового объема. Максимальная мощность осталась прежней, а базовая версия начиналась с 240 лошадиных сил. Для лучшей эффективности увеличили мощность тормозной системы и доработали подвеску.
Ariel Atom V8 500
Скорее всего создавалась эта модель ради эксперимента. Помимо доработки дизайна с использованием внешних панелей из углеродного волокна, сюда установили V8 3-литрового объема. Это два соединенных мотора от мотоцикла Suzuki, которые при весе 90 кг выдают 500 лошадиных сил.
В пару с двигателем трудится секвентальная КПП Sadev. Установлена 4-поршневая тормозная система Alcon, останавливающая магниевые колеса Dymag. В итоге 550-килограммовый автомобиль разгоняется до сотни за 2,4 секунды, имея 275 км/ч максимальной скорости.
Казалось бы, что это модель только трековая, но производитель ее документально позволил эксплуатировать по дорогам общего пользования. Всего продано 25 таких моделей, ценой в 200 000 долларов.
Atom 3.5R и 3S
Первая модель вышла в 2012 году как доработка версии 2007 года. Это дало дополнительные 20 лошадиных сил, что сократило разгон до 2,6 секунды. Цена машины подросла до 50 000 евро.
3S вышла в 2014 году – дополнительная версия, отличающаяся другим копкитом, регулируемыми амортизаторами. Она медленнее предыдущей версии.
Ariel Atom 4
В 2018 года представлена полностью новая модель. Она визуально похожа, кажется, что просто некоторые детали заменены карбоновыми. По факту старыми остались педали и лючок бензобака.
Инженеры улучшили аэродинамику, поток воздуха к двигателю и саму жесткость кузова на 15%. Подвеска оснащена регулируемыми амортизаторами Bilstein, либо опционально Öhlins. В качестве опции ставятся даже карбоновые колесные диски.
В салоне Атома поменяли приборку на электронную. Все остальное также классический спорт. Мотор от Honda Civic Type-R, выдающий 320 лошадей и 420 H*m момента. Ariel самостоятельно перенастроили ПО управления двигателем. В паре с 6-ступенчатой МКПП машина набирает 100 км/ч за 2,8 секунды, максимальная скорость равна 261 км/ч.
Базовый ценник начинается с 3,3 миллиона рублей.
Вывод
Делать выводы о необходимости такой машины или вообще размышлять о покупке – не тот подход. Здесь каждый сам решает. Тут интересней развитие, когда продуманный проект автомобиля для дипломной превращается в спортивный бренд, известный многим из этого мира. История Ariel Atom мотивирует!